Цитаты прп. Льва Оптинского (Наголкина) (154)

Искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны; из оных мы познаем свою немощь, и можем судить здраво и о ближних, и видим сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оные отъемлются, упадаем духом.

Немирство же происходит от прекословия и происходящих споров. Старайтесь всевозможно избегать их, а более себя смирять, укорять, на сие Бог призрит, дарует спокойствие при малых делах ваших и при всех немощах.

По чувственной брани, хотя воины и ранены бывают, однако перевязав раны, в бой вступают, и за сие получают великие награды от Царя. Так и на умной нашей брани – Царь Небесный взирает на воинов своих и, видя борющихся, хотя и уязвление приемлющих, но не отступающих подвига, посылает им свою помощь и награждает духовными дарованиями.

Уповайте на милость Божию: болезни и страдания принесут в будущем веке блаженство, – сим облегчайте скорбь Вашу, приносите Господу благодарение: аще бы не любил, не посещал Вас сими страданиями. Он подает изнемогающим Вашим силам крепость дотоле, доколе Ему угодно будет продлить Ваше испытание.

Когда от осуждения предохраняться начнем, то благодать Божия неотступно при нас пребудет и нечувствительно будет утверждать нас и охранять: невидимо отражать бесовские действия и мечтания, а внутри нас укреплять силы душевные, и действие молитвы воскрылять, и память смертную напоминать, и будущие мздовоздания, и вечные муки.

Когда кто к Вам приидет и, по действу и наущению всеобщего врага, начнет Вам произносить пустые слова и события, то Вы, судя по значительности ее, ежели не можете сократить разговор, то должно стараться уши себе заложить или чтобы в одно ухо слово принимать, а в другое выпускать, – и мысленно просить Господа, дабы сохранить нас от такого яда душетлительного.

За раскаяние твое да простит тебя Господь, и мы, недостойные, прощаем и разрешаем, но это – в некоторое только тебе утешение, впрочем, непременно должна сказать духовнику, хотя не так подробно, но прикровенно, ибо там исполняется чин и читается духовником разрешительная молитва.

Отлагать сего (Причащения Животворящих Таин) отнюдь не должно, но с твердым упованием, решимостью и благонадежием приступать к Всевышнему Господу Богу, в Таинстве Причащения присутствующему, помощи и покровительства себе от этого ожидать, и от всех наших немощей избавления и очищения да мним, ибо Он силен и всемогущ.

Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит тебе спокойствием и утешением, но они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния – тоска, уныние и никакого утешения. Ты говоришь, что желала бы в монастырь хотя последнейшей: исполняй же это, когда кто тебя укорит; помышляй, что последняя и достойна этого.

О ваших страхах касательно трудности спасения в мире при мирных занятиях и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего От человек невозможно, от Бога же вся суть возможна (Мф. 19:26); только бы произволение ко исправлению не ослабло и нелицемерное покаяние смягчило бы суд Божий.

Слава Премилосердому Господу, что Он даровал тебе чувство к возвращению в монастырь, совсем было поколебавшееся. Хотя бы ты в мире осталась, что же нам до этого, люди живут и в мире, и мирны бывают, но ты, уже посвятив себя жизни монастырской и оставя ее, не могла бы быть мирной.

Вы пишете, что вы лишены лицезрения и душеспасительных наставлений, но, о дочь духовная, не малодушествуй и не унывай об этом: Всемилостивый Господь всесилен и всемогущ нам навсегда посылать невидимо, по нашему благому желанию, способы и спасительные примеры, и таковых искуснейших старцев силен послать и ими нас утешать и окормлять к благоназиданию душевному.

Когда же сами подвигнетесь на ярость, то это значит, что и вы работаете страстям: от этого смиритесь, познайте свою немощь и в мыслях ближним снисходите. И сколько можно, старайтесь удержать себя от гнева: он помрачает ум, ожесточает сердце и есть явный знак гордости. Ежели помалу будете себя удерживать от этого, то при помощи Божией он ослабеет, и вы будете мирнее.

Что вам попущением Божим попущена брань блудных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, не удивляйтесь много […], сие попущение вам попустилось не просто, но за презорство (высокомерие, презрение). Видно других тайно осуждала и зазирала (укоряла).

Насчет твоего (блудного) волнения – терпением, самоукорением и смирением тецы (беги), и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, киевских чудотворцев и св. мученицу Фамаиду, и воспоминай час смертный, и за их молитвы утишится волнение.

Скажите ей, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, на что Бог призрит и умиротворит враждующих на неё. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби.