Цитаты о болезнях и немощах (203)

Признак того, что душевная немощь начала исцеляться, – когда страсти душевредные начнут усмиряться и утихать, когда менее гордости, самолюбия, сребролюбия, ненависти, зависит, гнева, ярости, скупости, славолюбия, нечистоты и прочего зла проявляется в человеке, как признак начавшего исцеляться тела – когда оно от вредных соков начнет освобождаться.

Все мы больны и всем нам требуется Врач для исцеления. Но не все познают и признают болезни свои. Начало же исцеления – познать немощь свою. Многие не исцеляются, так как не познают немощи своей. И не познают, так как не стараются познавать. И так, не познавая и не признавая немощи своей не ищут и исцеления.

Исправляет Христос того, кто свое окаянство и бедность познает, и перед Ним признает, и помощи от Него и исправления просит. Читаем в Евангелии, что Он исцелял тех, которые бедность свою перед Ним признавали и у Него просили исцеления. Так и ныне исцеляет те души, которые признают свою немощь и у Него просят исцеления.

Немощные все за благо приемлют и терпят, что ни предписано лекарями, если хотят исцелиться: так должно и нам за благо принимать и терпеть все, что хочет и повелевает нам Врач наш Христос. Иначе спасительное Его нам врачевство ничем не поможет…

Многие святые были в недугах и болезнях. Иов от головы до ног язвою поражен был и страдал (Иов 2: 7–8). Тимофей, святой апостол, частые недуги имел (1Тим. 5). Лазарь в струпьях лежал и по смерти отнесен Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 20, 22). Также читаем и в церковной истории, что многие благочестивые различными болезнями страдали. И ты терпи с благодарением болезнь, дабы с ними в будущем веке участие иметь.

Плоть наша болезнью и немощью, как уздой, воздерживается, и укрощается, и покоряется духу. О какое великое милосердие Бог являет тем, кому болезнь посылает! Он сокрушает тело его, чтобы душа здоровой стала, предает в измождение плоть, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5:5).

В болезненном положении нужно избирать средства к своему успокоению […]. Всего более необходима и полезна молитва, т.е. призывание милости и помощи Божией во всякое время, кольми паче в болезни, когда страждущий утесняем бывает или болезнью телесной, или безотрадным томлением душевным и вообще печальным и унылым настроением духа.

Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых и беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его о исцелении твоем.

А что здоровье твое стало трухляво, нечего делать, надо потерпеть; посылается это к смирению нашему и вообще к пользе нашей душевной. Кто болезнь телесную принимает и переносит как должно, о том сказано, что сколько внешний наш человек и тлеет, столько внутренний обновляется (2Кор. 4:16).

Болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные через обиды и поношения потребны для очищения души. Но Господь, не разделяя одно от другого, в Святом Евангелии глаголет: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19) и Претерпевший до конца спасется (Мк. 13:13)…

Всякий врач, хотящий вылечить телесную болезнь, ищет ее причину: от еды ли, от питья или от какого случая пришла. Но учителя церковные говорят, что во всякой болезни повинен грех… Хотим ли от телесных болезней избавиться? Прежде всего их причину, грех, вылечим покаянием.

Вы, убогие люди, нищие, бедные, скудные, притесняемые богатыми, благодарите Владыку Христа, приготовившего вам после кончины вашей лоно Авраамово – райские блага и Царство Небесное. Терпите же здесь с благодарностью всякие бедствия, всякие притеснения и обиды, ожидая получить от Господа милость в той жизни.

Для чего и мы носим в себе болезнь – болезнь душевную, которая гораздо тягостнее телесной? Ибо та, как известно, приходит не по воле нашей, а эта приходит от нашего произволения; та оканчивается с настоящей жизнью, а эта переходит с нами и в другую жизнь…

Болезни приходят из-за мысленного падения. Все обычно думают и о хорошем, и о плохом. Какими мыслями мы заняты, такая у нас и жизнь. Человек должен быть себе врачом. Если внутри нет мира и тишины, бесполезны всякие лекарства и самые лучшие врачи. Важно беречь в себе добро и доверять себе. Только так человек может предвидеть будущее, быть здоровым, служить Богу и другим.

Всю жизнь свою подвергается праведник печалям, болезням, укорам и угнетается многими горестями. Поэтому не удивляйся, когда видишь хорошего человека в различных бедствиях и печалях. Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч. 3:12).

Духовные болезни, естественно, могут быть излечиваемы только лишь духовными средствами. Так, надо понести крест унижения, чтобы сделаться смиренным, крест беспомощности и человеческого равнодушия – чтобы ощутить милосердие и всепрощение Божие и возлюбить Христа до желания идти за Ним, крест своеволия – чтобы охотно отдаться благой воле Господней…

Когда человек понимает человеческую боль? Когда заболеет и сам. Когда пройдет через то же самое. Тогда он познает и понимает боль другого. А иначе он остается жестоким и никого не жалеет. Разве что окажется добрым от природы. Но все то, что от природы, ни чести не удостаивается, ни бесчестия. А подвиги и падения принадлежат намерению.

Вот это и есть крестный путь наш – болезни, скорбь души, и теснота, и тягота отовсюду. И нет, кажется, ни сочувствующего, ни сострадающего, а все только тяготу к тяготе прилагают нам. Но это-то и есть “друг друга тяготы носите”; и это-то и есть крестный путь – спасительный.

Поскольку повелено нам опять возвратиться в землю, из которой взяты, и поскольку сопряжены мы с болезненной плотью, которая за грех осуждена на нетление и через это подверглась этим немощам, то дана нам и помощь врачебного искусства.