Цитаты о болезнях и немощах (224)

Страшные болезни нашего времени породило безбожие. И болезни эти такого свойства, что не поддаются искусству врачей, но требуется желание больного выздороветь и его хоть малые усилия к тому. А если усилия подкрепятся обращением к Богу за помощью, то, поверьте, болезнь отступит.

Врачи и лекарства – от Бога, и, чтобы не искушать себя, надо лечиться и у врачей. Сначала – обращение к Врачу душ и телес наших в Таинствах соборования, исповеди и причастия, а после – с верой отдаться на попечение врачей.

Итак, когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание – одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества.

Многие из людей, когда подвергнутся какой-нибудь болезни, тотчас же извергают хулы и таким образом тяготу болезни несут, а пользы от нее, приобретаемой через терпение, лишаются. Что ты делаешь, человек? Хулишь своего Благодетеля, Спасителя, Защитника, Попечителя? Не замечаешь, что несешься в пропасть и ввергаешь себя в ров крайней погибели?

Великой скорби и болезней исполнено тело наше. Зная немощь естества своего, не будем гордыми и не сострадательными, но взаимной сострадательностью станем умилостивлять Создателя, Который может и сделать больным, а потом исцелить, низвести во ад, а затем и возвести из ада.

Когда какая-либо болезнь тяготит и подавляет энергию твоего духа, говори тогда с благопокорностью Господу: по грехам моим я достоин самых тяжких болезней. Буди благословен промысел Твой обо мне, Господи, посетивший меня болезнью.

Познание немощей своих есть познание существенно нужное для христианина. Оно ведет к смиренномудрию, а это – к духовному разуму. Кому Господь восхощет даровать Свой разум, тому Он открывает особенно его немощи.

Не только относительно тела, но и относительно души не все бывает так, как мы хотим, а большая часть зависит от обстоятельств. Почему, по возможности отклоняя причины расслабления, зависящие собственно от нас, надо пребывать мирным, повергая себя с немощами своими в пучину милосердия Божия.

Мои немощи тяжелы более для тебя, нежели для меня, а твои – ощутительны для меня, нежели для тебя. Если бы тяготы были без тягости, то ношение их не имело бы никакой цены, не было бы причин заповедать оное. Но цена взаимного ношения немощей столь велика, что Писание заключило в нем исполнение закона Христова, Иже понес на Себе грехи всего мира.

Признак того, что душевная немощь начала исцеляться, – когда страсти душевредные начнут усмиряться и утихать, когда менее гордости, самолюбия, сребролюбия, ненависти, зависит, гнева, ярости, скупости, славолюбия, нечистоты и прочего зла проявляется в человеке, как признак начавшего исцеляться тела – когда оно от вредных соков начнет освобождаться.

Все мы больны и всем нам требуется Врач для исцеления. Но не все познают и признают болезни свои. Начало же исцеления – познать немощь свою. Многие не исцеляются, так как не познают немощи своей. И не познают, так как не стараются познавать. И так, не познавая и не признавая немощи своей не ищут и исцеления.

Исправляет Христос того, кто свое окаянство и бедность познает, и перед Ним признает, и помощи от Него и исправления просит. Читаем в Евангелии, что Он исцелял тех, которые бедность свою перед Ним признавали и у Него просили исцеления. Так и ныне исцеляет те души, которые признают свою немощь и у Него просят исцеления.

Немощные все за благо приемлют и терпят, что ни предписано лекарями, если хотят исцелиться: так должно и нам за благо принимать и терпеть все, что хочет и повелевает нам Врач наш Христос. Иначе спасительное Его нам врачевство ничем не поможет…

Многие святые были в недугах и болезнях. Иов от головы до ног язвою поражен был и страдал (Иов 2: 7–8). Тимофей, святой апостол, частые недуги имел (1Тим. 5). Лазарь в струпьях лежал и по смерти отнесен Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 20, 22). Также читаем и в церковной истории, что многие благочестивые различными болезнями страдали. И ты терпи с благодарением болезнь, дабы с ними в будущем веке участие иметь.

Плоть наша болезнью и немощью, как уздой, воздерживается, и укрощается, и покоряется духу. О какое великое милосердие Бог являет тем, кому болезнь посылает! Он сокрушает тело его, чтобы душа здоровой стала, предает в измождение плоть, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5:5).

В болезненном положении нужно избирать средства к своему успокоению […]. Всего более необходима и полезна молитва, т.е. призывание милости и помощи Божией во всякое время, кольми паче в болезни, когда страждущий утесняем бывает или болезнью телесной, или безотрадным томлением душевным и вообще печальным и унылым настроением духа.

Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых и беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его о исцелении твоем.

А что здоровье твое стало трухляво, нечего делать, надо потерпеть; посылается это к смирению нашему и вообще к пользе нашей душевной. Кто болезнь телесную принимает и переносит как должно, о том сказано, что сколько внешний наш человек и тлеет, столько внутренний обновляется (2Кор. 4:16).