Цитаты о Даре Божьем (107)

…Всякое доброе дело, бывающее по заповеди Божией, называется добродетелью. […] Делать добрые дела и сеять семена добродетелей с трудом и подвигом есть наше дело, но чтобы Бог оросил сие дождем благодати Своей и Своего человеколюбия, и сделал бесплодную землю сердца нашего плодоносного, сие есть дар и милость единого Бога.

Если есть в нас какое-либо назнаменование добродетели, какой-либо признак честности, какой-либо знак трезвенности и осторожности, то должны мы так думать и быть уверенными, что это Божий дар, и Богу воздавать достойную хвалу.

Тем же, которые тщаливы* и нудят* себя без саможаления на всякое доброе дело, Господь умножает Свои благодатные дары здесь и готовит вечноблаженную жизнь в Царствии Своем Небесном

* тщаливы — тщательны, трудолюбивы

* нудят — принуждают, заставляют

Спасение же есть избавление от всех зол и вечное обретение в Нем <Боге> всех благ, дарующее вместо смерти жизнь, вместо тьмы — свет, вместо рабства страстям и постыднейшим деяниям совершенную свободу — всем соединившимся со Христом — Спасителем всех, которые приобретают тогда всякую радость неотъемлемую, всякое веселие и всякое радование.

Как бодрость духа, так как и прочие блага, есть дарование Божие, льющееся на нас свыше от Отца Светов. То и должны словами святого Златоуста просить у Господа, говоря: Господи! не остави мене; Господи! даждь ми мысль благу; Господи! даждь ми смирение, терпение, великодушие и кротость и прочее.

прп. Антоний Оптинский (Путилов)Все цитаты автораИсточник

Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий; носящий ее в персях* своих с должным хранением и благоговением носит святыню. Она заменяет собою все телесные подвиги при недостатке сил для совершения их.

*Перси — грудь

Если предотвратил ты бедствие войны, два дарует тебе (Бог) вместо дара; одним даром служит награда, а другим даром самый подвиг. […] Поэтому преизбыток Божия человеколюбия можно познавать в этом, что благими воздаяниями награждает не за труды и поты, но за удовольствия, можно сказать, и радости; так как из всего, что веселит, главное есть мир, который каждому желательно иметь в такой мере, чтобы не только самому пользоваться, но, по великому обилию оного, уделять и не имеющим.

В начале Всеблагий Бог, желая сделать, чтобы благое было делом и собственно нашим, даровал прародителям нашим самовластие <а чрез них и всем нам>, чтобы они исполняли заповеди Божии не с печалью, или по необходимости, но по охотному произволению, с радостью и усердием, от любви к Богу…

Сотворивший человека вначале сделал его свободным, ограничив его только одной заповедью. Сделал и богатым среди сладостей рая, а вместе с ним благоволил даровать эти преимущества и всему человеческому роду в одном первом семени. Тогда свобода и богатство заключались в соблюдении заповеди, а истинная бедность и рабство – в преступлении ее.

Непостижимый Бог, по сотворении человека, даровал ему все средства к сохранению жизни, но предоставил избрание жизни или смерти его свободному произволению. Точно так и при искуплении […] Бог […] предоставил нашему произволению принятие или отвержение искупления.

…Как велика сила оного вдуновения и как велика мудрость, которою Господь одарил бестелесную душу, составив из двух сущностей столь чудное и разумное животное и бестелесную сущность души, как прекрасного художника, соединив с телом, как орудием.

Бог почтил человека, во-первых, тем, что сотворил по образу <Своему>; во-вторых, тем, что дал нам начальство не в награду за труды, но как чистый дар Своего человеколюбия; в-третьих, тем, что это начальство сделал для нас прирожденным.

Видишь, что все всякое создание всем равно служит. Солнце, луна, звезды всех равно освещают; воздух всем равно сохраняет жизнь; земля всех равно содержит и питает; вода всех равно содержит и напояет – всех, повторяю, равно, то есть богатого и нищего, славного и неславного, господина и раба. Это учит нас, что и блага наши, данные нам от Бога, должны стать общими для нас и ближних наших. Хлеб наш, одежда наша, разум наш, дома наши – должны стать общими для ближних наших.

На этом пока всё.