Духовная борьба (138)

С кем же нужно бороться на пути покаяния? Со страстями и похотями (Гал. 5:24), ибо лютыми разбойниками на нем являются как бесы, так и свои собственные страсти, и похоти. […] Но самый лютый разбойник на этом пути – греховные привычки. Побороть и одолеть его можно не скоро, не легко, а только с великим трудом, ибо если греховные привычки в ком-либо вкоренятся, то превращаются как бы во вторую природу и даже необходимость…

Обученные внутренними бранями стяжевают познание всесвятой воли Божией, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем; душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение в своем спасении.

Не погубляй даром дней твоих, ибо не напрасно дана тебе эта временная жизнь, но для того, чтобы ты в ней каждый день постоянно поучался и преуспевал, исполняя подвиг добродетелей, празден же никогда не был…

Троякие полки врагов наших, воюющих против нас днем и ночью, это – мир, плоть и дьявол. Сначала дьявол, потом мир и затем плоть. Дьявол-искуситель со всеми кознями своими. Мир-прельститель со всей суетой своей. Тело – домашний враг со всеми своими греховными страстями.

Брань – жизнь наша, и эта брань против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). Победа же над ними есть вещь весьма добрая, но нелегкая. Добрая – потому что приносит венец, а нелегкая – потому что злоба супостата нашего велика, сила его крепка, а естество наше страстно, и сила наша немощна.

День от дня восходи к горним ступеням, преуспевай в добродетелях и подвигах, не ленись, не будь бесчувственным, не давай себе покоя, не давай послабления, не давай опочивания, ибо ныне время не покоя и почивания, но подвига и старания. Ибо бесы и теперь не почивают, но усердствуют и непрестанно уготовляют сети по всем стезям твоего шествия.

Пока ты жив в веке сем, никогда не бывай безбоязненным и беспечным, но всегда будь готов на рать и борьбу. Мир сей устроен не для покоя и опочивания, но для труда и подвига; не для тишины и утешения, но для борьбы и рати.

Если украсишь храм свой Богу, то сам Святой Бог даст тебе за него усладительный рай для упокоения твоего за победу над страстями и нечистыми помыслами. Будь стражем святого храма твоего, чтобы он был благолепен, благоугоден Богу.

Никогда ни в чем не будь беспечен, но во всем всегда поступай с опасением, ибо ты на брани мира сего находишься с плотью, с бесами, а не в покое; в странствованиях многомятежного века сего, а не в доме; в юдоли плачевной, а не в радости и беспечалии. Помни всегда о грядущем времени и наступающем часе, и ни в какой день не будь беспечным и неосмотрительным.

Находясь на поприще духовной брани как же не иметь противления и борьбы от врага? В том показуется или искушается наша вера и любовь к Богу, когда мы, хотя с принуждением, приступаем к делу. Бог, видя наше понуждение, пошлет и помощь свою.

По чувственной брани, хотя воины и ранены бывают, однако перевязав раны, в бой вступают, и за сие получают великие награды от Царя. Так и на умной нашей брани – Царь Небесный взирает на воинов своих и, видя борющихся, хотя и уязвление приемлющих, но не отступающих подвига, посылает им свою помощь и награждает духовными дарованиями.

Надо не только бдительно наблюдать за помыслами, но по возможности удаляться от близкого общения с тем, что всего более, приближаясь к нам, приводит нам на память страсти, тревожит и смущает рассудок и производит в душе брани и борения.

Чем сильнее и мучительнее умерщвление ветхого человека, тем совершеннее обновление и перерождение его, выше очищение его, тем совершеннее жизнь его, и выше блаженство его в будущем веке. Умерщвляй себя и оживешь.

Не надо спать и опускать малодушно руки, когда борют нас страсти, но в это самое время и быть настороже, бодрствовать и молиться Христу, чтобы Он не допустил нас до греха. Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже распространился в нем, а лучше всего тогда, когда пламя только что начинается. Так и с душою. Душа – дом, страсти – огонь. Не дадите места диаволу (Еф. 4:27).

Наша борьба с грехом – это борьба против них. Это цель нашей жизни. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять (Еф. 6:13). Как воины, идущие на войну, облекитесь во всеоружие Божие.

Возложивший руку на плуг, плуг, который будет пахать ниву Божию, на которой возрастают святые семена, семена правды, не должен озираться назад. Должен всеми помыслами устремиться к Богу. Нельзя оглядываться, сожалеть об оставленном, нельзя вспоминать о том, как жил раньше, нельзя сожалеть ни о чем оставленном в мире. Ушел от мира – не вспоминай о мире.

…Мир полон страданиями, а христианство, будучи всегда реалистичным, утверждает, что зло не отойдет добровольно, и что тот, кто вышел на борьбу с ним, никогда не избежит страдания. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь, – говорил Христос, расставаясь с учениками (Ин. 16: 33).

Мы должны бороться, поскольку мы дети падших родителей, а наши противники, умные силы, постоянно сбивают нас с правого пути. Неприятель даже малых детей учит противиться родителям. Он хорошо знает, что если дети противятся родителям, то легко управлять ими и их существом в течение всей жизни. Видите, что творят духи под небом!

Жизнь здесь, на земле, – непрестанная физическая и умственная борьба. Война возникает сначала в мыслях, а когда уже не выдерживаем мысленной войны, тогда сводим счеты друг с другом. Мы в таком положении на земле и думаем, что боремся за веру. Поодиночке мы ничего не можем совершить во имя веры. Только если мы объединимся все вместе, тогда это будет сила и мощь.

…Насколько (каждый христианин) верует, насколько он подвизается и насколько он в телесном и душевном борении предает себя всякому благоугождению заповедям, настолько он стяжает причастие Духу для духовного возрастания и обновления ума (Рим. 12:2), приобретая себе, по благодати и дару Божиему, спасение и, с помощью веры, любви и борения свободного произволения, усваивая себе преуспеяние и возрастание в меру совершенного духовного возраста.

Чтоб не подвергнуться грозящей тебе от сего беде, держи всегда ум свой собранным в сердце и будь всегда готов к отражению этих вражеских стрел. Стоя там внутри, как военачальник среди бранного поля, избери удобное для брани место и, укрепив его как следует, не оставляй никогда, но там укрывайся и оттуда воюй.

Невозможно, конечно, в одно и то же время идти по двум путям – распущенности и целомудрия, правды и неправды, но должно избегать противного пути и держаться правого; при этом условии возможно быть хранителем слова Божия.