Духовная борьба (191)

Со многим рассуждением должны мы рассматривать, когда и в каких случаях должно нам стоять против предметов страстей и бороться с ними, и когда отступать; ибо иногда можно, по немощи, предпочесть и бегство, чтоб не умереть душевно.

Неленостная душа воздвигает бесов на брань против себя; с умножением же браней умножаются и венцы. Неуязвляемый супостатами не получит никакого венца; а кто от случающихся нападений не унывает духом, того восхвалят Ангелы, как храброго воина.

Не будем бояться врагов наших; ибо они взирают на лице души нашей, хотя сами и невидимы, – и когда заметят, что оно изменилось от боязни, тогда яростнее вооружаются против нас, видя, что мы устрашились. Итак смело вооружимся против них; ибо с мужественным борцом никто бороться не может.

Может быть, скажет кто-то: «Желал бы и я сохранить себя от скверны, – но что же делать? Не преуспеваю в этом!» Такой человек походит на желающего одержать победу над врагами без сражения и труда. Но иногда мы сами вооружаем стрелами нападающих на нас. Когда ведем себя слабо и неосторожно, не ограждая душевных окон, не делаемся ли тогда врагами своего спасения, давая свободный вход противникам?

Думаю, что и самым недальним умом одаренному покажется явно справедливой мыслью: лучше краткое время подвизаться и быть в борьбе, чтобы одержать победу навеки, нежели, краткое время проведя не доблестно, но изнеженно и предаваясь земным удовольствиям, понести поражение и вечный стыд.

У нас есть всякие орудия, чтобы победоносно охранять нам себя от всего вредного. Против тьмы у нас – свет, против сладкого – горькое, против сна – бодрствование, против голода – насыщение. Так устроил это Господь всяческих.

Поскольку всякому желательно, не трудясь, достигнуть блага и овладеть им, то пусть знают, что на пути к благу предлежат великое поприще и борьба, что из многих достигали его немногие. Поэтому только победившие выходили в сретение Царю мирному и кроткому, охотно благодеющему человекам.

Противься всякой дурной мысли, всякой страсти и привязанности к вещам тленным, всякому чувству вражды или неприязни к другим: и Бог поможет тебе; мысли добрые, чувства возвышенные, духовные, чувства любви возьмут в тебе перевес.

Есть хитрые и злобные враги всякого мира, которые всячески будут стараться лишить тебя мира. Не отчаивайся, но борись в надежде на Господа, Который Сам есть Мир наш. Полюби молитву от всей души: и мир в сердце твоем не будет только редким гостем, а постоянным твоим обитателем.

Вот оружия, которые святое буйство проповеди Христовой вручает рабу Христову для борьбы с […] мрачными помыслами и ощущениями печали […]: «Слава Богу за все»; «Господи! Предаюсь Твоей святой воле! Буди со мной Воля Твоя»; «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня»; «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Радуйся, когда приражается диавол к твоему сердцу какою-либо страстию (например, злобою), потому что тогда ты имеешь случай показать свою любовь ко Христу и к брату, быть мучеником за Него, можешь торжествовать о имени Господни над сильным врагом – диаволом, и получить венец доброты от руки Господни (Прем. 5:16).

Тяжка битва с людьми, но намного тяжелее бороться с духами злобными. Они нас видят и, что делаем и говорим, примечают, а мы их не видим. Они стараются у нас отнять не города, не рубежи, не тленное сокровище, а вечное спасение, которое Христос Сын Божий честной Кровью и смертью Своей нам приобрел.

Если случится искуситься, отчаиваться не должно, но тотчас восстать, каяться, и исправиться, и еще горячее с призыванием помощи Божией подвизаться. Ибо жизнь наша – это брань, на которой то одна, то другая сторона ранит, гонит, побеждает.

Истинно кающийся против всякого греха и изобретателя его, диавола, сражается. Посему стой в подвиге твоем и не уступай врагу твоему – да не посмеется над тобой, но даже посрамится. Христос Господь с престола славы Своей смотрит на подвиг твой и готовит тебе вечной славы венец.

Сколько раз противимся врагу нашему и отражаем злые советы его, столько раз побеждаем и посрамляем его. Сколько раз побеждаем его, столько раз веселим Ангелов святых и прославляем Бога и Отца нашего, Который на небесах.

На брани мира сего бывает, что кто сначала побежден был, тот в конце войны победителем делается. Так и в духовной брани многие сначала врагами побеждены, но в конце, благодатью Божией справившись и силою Христовою укрепившись, крепко подвизались и победили его.

Белое с черным не ладит, тьма со светом не согласуется. И у благочестия с нечестием непрестанная брань. Какому быть там согласию, когда один на гору стремится и понуждает себя взойти, а другой под гору катится?

Если уязвит тебя стрела лукавого врага, ни мало не впадай в отчаяние; напротив того, сколько бы раз ни был ты одолеваем, не оставайся побежденным, но тотчас встань, и сражайся со врагом: потому что Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу, и восставит тебя от падения.

Ежели настоящая жизнь наша есть не что иное, как подвиг, а подвиг не бывает без борьбы, а в борьбе человек без помощи Божией бывает немощен и несилен, то и должны мы вместо того, чтобы унывать, к Победителю темных сил взывать: побори борющихся со мною (Пс. 34:1).