Цитаты о духовной жизни (254)

Спрашивали меня миряне: «как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей христианской жизни?» – Я ответил им: «все доброе, что только можете делать, делайте; никого не осуждайте, не окрадывайте, ни кому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим. – Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного.

Нужно перестраивать свою душу на Евангельский строй. Не смущайтесь злом вокруг вас, работайте над собой, и постепенно все станет налаживаться. Возрастите любовь в душах ваших. Один афонский монах сказал паломнику: «Учись растить любовь. Все остальное – хуже смерти».

протоиерей Валериан КречетовВсе цитаты автораИсточник

Подвиг новомучеников заключался в напоминании миру о том, для чего человек живет. Очень хорошо сказал митрополиту Антонию (Блюму) его отец: «Важно то, ради чего ты живешь и ради чего готов умереть». Если умирал православный, верующий – он умирал ради Бога и ради жизни вечной. А те, которые воевали против истины и тоже умирали, умерли за что? За ничто. «Кто был ничем» – тем же и остался, и умер за ничто.

протоиерей Валериан КречетовВсе цитаты автораИсточник

Иногда люди уклоняются от самостоятельности, потому что самостоятельность влечет за собой ответственность! Чтобы не принимать самостоятельных решений, некоторые любят сваливать ответственность на батюшку. Советоваться можно, но надо понимать, что решение все-таки принимает человек сам.

протоиерей Валериан КречетовВсе цитаты автораИсточник

Духовная жизнь – это труд упорный, нескончаемый на всю жизнь. И в этой борьбе бывают победы и поражения. Но все превозможем о имени Иисусовом. И горе человеку, когда он вдруг по вражию наущению увидит себя вполне благополучным и довольным.

Первые шаги к Богу – радостны и легки. Благо­дать Божия охраняет духовного младенца от бесовских нападений и своей немощи, а дальше, дальше надо взрослеть и выходить из младенческого состояния, надо учиться жить борьбой с грехом. И только изнемогая от трудов, подкрепляться воспоминаниями о первых уроках жизни под покровом Божией милости.

Школа-то духовная такова, что причин для скорби всегда предостаточно. Если нет внешних от людей, то внутренние обостряются; внешние отступают, вместо них воздвизают на нас люди такую брань – и такие люди, от которых мы ее никак не ожидали. Так что спрятаться от всего нежелательного, неприятного и скорбного никак не удастся.

Что значит отвергнуться себя (Мф. 16: 24; Мк. 8: 34; Лк. 9: 23)? Значит отвергнуться своего ветхого, страстного человека, самолюбивого, склонного к ненависти, зависти, гордости, любостяжанию, сребролюбию, скупости, раздражительности, объядению, пьянству, татьбе, прелюбодейству, – ветхого человека, в котором живет, имеет свой престол и которым действует и управляет сатана.

Какая нужда в силе телесной, когда надобно сокрушить сердце, помолиться трезвенно и бодро, подумать о грехах, низложить гордость и надменность, смирить ум? Вот что умилостивляет к нам Бога, не требуя большого труда; а мы и этого не делаем.

Будем непрестанно заботиться о том, сделали ли мы что-нибудь доброе, прогнали ли от себя своею бдительностью какую-нибудь возмущавшую нас страсть, дабы, чувствуя одобрение своей совести, вкусить нам великое удовольствие.

Некто, увидев необыкновенно красивую женщину, прославил о ней Творца. От воззрения на нее возгорелась в нем любовь к Богу и из очей исторгся источник слез. И дивно было видеть, как то, что для другого послужило бы в погибель, для него паче естества стало венцем (победы). Если такой человек всегда в подобных случаях имеет такое же чувство и делание, то он восприял нетление прежде общего воскресения.

Желающие истинно работать Христу прежде всего да приложат старание – избрать себе, при помощи духовных отцов и собственным разумением, приличные места и образы жизни, пути и обучения; ибо не для всех полезно общежитие, и не все способны к безмолвию. Каждому должно рассмотреть, какой путь соответствует его качествам.

Вот что бывает с приступающим к Богу: сперва искушение, потом скорби, затем труд, уныние, нагота, страсти, теснота, уничижение. Ибо в сем обнаруживается терпение и искусство верных. Во всем этом побеждает тот, кто всем сердцем предает себя управлению Божию и пребывает в воле Божией.

Не рассчитывай, что есть время для благочестия и есть время для беззакония. Так поступают лицедеи: они в обществе – люди добропорядочные, а на зрелище – бесчестные смехотворы… Но ты и на торжище будь таким же, каков в церквах, так же точен в делах, в помыслах, в поступках, в словах, как точен в исповеди.

Если положишь доброе начало, возлюбленный, то и старость свою проведешь также благоугодно, и будешь подобен светилу, озаряющему многих на пути Господнем. Потому положи крепкое основание, чтобы дело твое восходило в высоту.

Итак, примирившись, рассуди сам с собой и разреши от уз связанную тобой душу. Бог стоит и еще ждет от тебя, человек, чтобы примирился ты с Владыкой; Он все еще жаждет твоего возвращения, чтобы принять тебя, если будешь жить честно. Примири внутреннего своего человека с внешним и будь свободен от горького рабства.

Как поскользаемся и падаем на дороге от невнимательности своей или от темноты: так и в нравственном отношении мы поскользаемся и падаем также большей частью от невнимательности своей или от темноты, помрачения разума. Везде нужна внимательность; поспешность часто бывает причиной невнимательности.

Главные производители жизни о Христе Иисусе суть ревность, горячая, энергичная, безжалостная к себе, яростно-сердитая на свою дурную сторону во всех ее проявлениях, без всякого снисхождения; и божественная благодать, привлекаемая и призываемая ревностию и всегда помогающая, когда ревность действует как следует.

Душевный подвиг может и один, без телесного, совершить очищение; телесный же, если не перейдет в душевный – совершенно бесплоден, более вреден, чем полезен: удовлетворяя человека, не допускает его смириться, напротив того, приводит к высоте мнение о себе как о подвижнике, не подобном прочим немощным человекам.

Душа моя! Плыви бестрепетно по волнам житейского моря, не доверяя тишине его, не страшась бурь его. Не думай о завтрашнем дне, не утомляй себя никакими предположениями, никакими мечтаниями, не истрачивай на них времени и сил твоих.

Шествуя к Господу путем ума и сердца, […] лицом к лицу, не будьте разумны и многосведущи. Для Него приятнее младенческое лепетание души, умалившейся, так сказать, от зрения множества немощей своих, нежели красноречивое витийство души, напыщенной самомнением.

…Что же значит отречься от мира? Значит не что иное, как отвратить сердце и любовь от всего того, что нас от любви Божией отводит и до вечного неблагополучия доводит. Сюда относится плоть наша со страстями и похотями, которую должно распинать, если хотим Христовыми быть (Гал. 5: 24), а не мира этого чадами.

Крест и искушение различное есть училище духовное, в котором обучаются христиане. Как в училищах обучаются отроки и юноши правильной речи, красноречию и мирской мудрости, так в училище креста и искушений христиане, младенцы и отроки о Христе, обучаются правому, красному и богоугодному житию и духовной премудрости.

Иные стремятся знать, что делается в Америке, Африке, Азии и прочих дальних странах, а близ себя и внутри себя не хотят знать; что с душою их делается, в каком состоянии она находится, из Слова Божьего ведать не стараются.