Осуждение (140)

…Мы грешные, слабые, ничтожные можем потрясать сердца грешников так, как потрясал их Господь Иисус Христос – словами любви, словами уважения. Это запомните и к грешным людям никогда не относитесь с осуждением, не клеймите их злыми словами и по отношению к ним проявляйте всегда любовь и уважение к их человеческому достоинству, хотя и низко упавшему, хотя и попранному ими самими.

Можно судить о грехах ближних своих различно: строгою мерою мерить, осуждать со злобою и раздражением, можно с любовью и кротостью обличать. Вот почему Господь Иисус Христос продолжил речь Свою: Каким судом судите, таким будете судимы.

Не осуждай своих, а сочувствуй им. В нас ни в ком нет героизма. Все мы маленькие, все боимся больших скорбей. Надо всех жалеть, искренне всем желать и делать больше добра. Какою мерою мерим, такою и нам возмерится и здесь, и в будущем.

Если кто удручил великими подвигами тело свое, но, увидев кого-либо, впадшего во все грехи, уничижил его, то нет ему никакой пользы от такого покаяния: ибо он уничижает член Христов, сам оный осуждает, не предоставляя суда Богу.

прп. авва Исайя (Скитский), отшельникВсе цитаты автораИсточник

В наше время, в которое так умножились соблазны, должно особенно внимать себе, не обращая внимания на жительство и дела ближних и не осуждая соблазняющихся: потому что тлетворное действие соблазна удобно переходит от увлеченных соблазном на осуждающего их.

Ты не вонзил зубов в плоть ближнего, но вонзил в его душу злую речь, ранил ее худою молвою, сделал тысячу зол и себе самому, и ему, и многим другим; потому что, осуждая ближнего, ты, во-первых, причинил зло и тому, кто тебя слышал.

Берегись же ближнего своего оклеветать, этим тяжело согрешишь и другим причину для греха дашь. Также берегись его осудить, потому что он пред своим Господом стоит и падает, потому что и ты сам грешник. Праведнику судить и осуждать никого нельзя, а тем более грешнику грешника; и судить людей – дело только Христа.

Язык больше всего, больше всех прочих членов, больше всего тела жжется ужасным огнем. За какую же вину? За грех осуждения. При повседневном своем веселии и изобильных трапезах он поедал людей вместо хлеба, то есть клеветал на других, унижал их, осуждал, хулил, укорял, потому-то особенно жгло пламя геенское его злохульный язык.

Если кто в твоем присутствии начнет осуждать брата твоего […], скажи осуждающему со смирением: любезный брат! прости меня: ибо я грешен и немощен, и повинен тому, о чем ты говоришь; поэтому не могу сего переносить.

прп. авва Исайя (Скитский), отшельникВсе цитаты автораИсточник

…Случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни, а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. […] Бог видит труд его и скорбь, которые он […] подъял прежде согрешения, и милует его.

Не будем строгими судьями других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета: а мы ведь обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем иметь больше сожаления к тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы сами могли надеяться на такую к себе милость…

Многие из людей, судя по себе, произносят приговоры и о других. Сребролюбец не верит, что кто-то может быть нестяжательным, невоздержный – что кто-то может быть целомудренным, жестокий – что кто-то может быть человеколюбивым, любостяжательный – что кто-то может быть милосердным.

…Когда придет тебе помысл осудить другого за какую-либо погрешность, вознегодуй на самого себя, как на делателя таких дел и в том же повинного; и скажи в сердце своем: «Как я, окаянный, находясь в том же самом грехе и делая еще более тяжкие прегрешения, дерзну подмять голову, чтоб видеть погрешности других и осуждать их?»

Если осуждаешь ближнего, […] то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье, ведающему сердца наши и сокровенные страсти естества.

…Кто привык нерадеть о своих великих преступлениях и строго судить о малых и незначительных погрешностях других, тот терпит двоякий вред, — как потому, что нерадит о своих грехах, так и потому, что питает ко всем вражду и ненависть и каждый день возбуждается к крайней жестокости и немилосердию.

Согрешил кто-нибудь и строго осудил другого, совершившего тот же грех: за это в тот день он подвергнется наказанию не такому, какого требует свойство греха его, но больше чем двойному и тройному, — потому что Бог назначит ему наказание не сообразно с тем, в чем он сам согрешил, но за то, что строго осудил другого, который согрешил в том же.

Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не признавай его в мысли своей грешником, ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он по падении своем что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами.