Сребролюбие (234)

Тот, кто презирает деньги, останавливает страсть к ним; тот же, кто желает обогащаться и копить деньги, постоянно разжигает ее и никогда не может остановиться; хотя бы он получил десятки тысяч талантов, он хочет иметь еще столько же, а если их приобретет, опять желает еще вдвое более того; и, идя все далее и далее, начинает желать, чтобы и горы, и земля, и море, и все другое стало для него золотом.

Подлинно, не столько бедный желает необходимого, сколько богатый – излишнего; равным образом не такую силу делать зло имеет первый, какую возможность – последний. Если же он и желает, и может больше, то очевидно, что и сделает скорее и больше.

Если ты желаешь быть богатым, то никогда не перестанешь мучиться, потому что любовь к богатству бесконечна, и чем дальше ты будешь идти, тем дальше будешь отстоять от конца, и чем больше будешь желать чужого, тем сильнее будут увеличиваться мучения.

Из всего видно, что пристрастие к деньгам выше прочих и неестественно, и побуждение к этой страсти заключается не в природе нашей, но в превратном произволении; посему кто добровольно одолевается ею, тот грешит непростительно.

Для чего дозволяешь преходящему миру обольщать тебя, смертный человек, и приходишь в такое смятение, мучишь себя напрасным трудом? Мир льстит тебе и побуждает тебя собирать больше и больше богатства; когда же придет конец, богатство оставит тебя, и ты нимало не воспользуешься им.

Обремененный мирскими занятиями затрудняет себя в достижении Царства Небесного. И Господь, объясняя затруднительность спасения многостяжательным и являя нам совершенное великодушие, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Мк. 10:23)!

Смерть невольно разлучит со всем стяжанием; чтобы не было болезненно это расставание и не связало свободы души твоей пред смертию, начинай добровольно при жизни презирать его и употреблять на приобретение дружбы людской.

С пристрастием к богатству собирающий богатство подобен человеку, заживо погребающему себя и тогда, как он уже по горло зарылся в землю, говорящему: дайте мне еще земли больше и больше, чтобы мне зарыться совершенно, чтобы мне вовсе не видеть света Божия.

Но чтобы пагубной страсти сребролюбия и лихоимства не поработиться, должен каждый помнить апостольское слово: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1Тим. 6: 7–8).

Оба картежника желают друг у друга выиграть денег и чужим добром пользоваться, поэтому оба грешат против десятой заповеди: не пожелай, и оба перед Богом – преступники. Кто выигрывает, тот грешит и против восьмой: не кради.

К хищению относится лихва, или процент, а лютейшее хищение – когда с убогих берется, ибо так нагой обнажается и бессильный в большее бессилие приводится, а таковому по христианской любви без возврата должно помогать.

Безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими; то и другое худо и ведет не только к смущению, но и даже к вреду душевному через разные путаницы от неправильного пренебрежения. Деньги сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми.

Напрасно ты думаешь, что средства материальные дали бы тебе успокоение. Нет, эта мысль ложна. Есть люди со средствами в глазах твоих, но беспокоятся более, нежели ты. Постарайся лучше смириться, и тогда обретешь покой, как Сам Господь обещал через евангельское слово (Мф. 11: 29)

Не будь связан сребролюбием, и не будешь отвержен от любви Божией. Не будь скуп в подаянии нуждающимся, и не постигнет тебя исчезновение твоих имуществ. Не стесняй своих рук в творении милостыни, и не затворишь себе двери Божия милосердия и не останешься вне чертога Христова.

Не будь скуп, не будь связан сребролюбием при подаянии нуждающимся, да не будешь обладаем неверием. Не бойся, что оскудеет что-либо в мире для тебя, творящего благое. Ибо уже так долго мир стоит, и ничего в нем доселе не оскудевает: ни солнце не изменилось, ни реки течь не перестали, ни земля не прекратила рождать все потребное…

Эта страшная, неудобоизлечимая болезнь любостяжательности измышляемыми врачевствами более укореняется. Она не пройдет иначе, разве только если одержимый ею отступится от мысли найти выгоду в том, в чем думает ее найти.

Разве вы никогда не слышали народную мудрость: «Деньги развращают совесть»? Более правильных слов о том, что делают деньги с сознанием человека, по крайней мере я не слышал. С незапамятных времен люди отметили, что за деньги продается даже совесть. За примерами далеко ходить не надо. Разве Иуда не предал Христа за деньги? За 30 сребренников? Это же самоочевидно!