Злословие (81)

Как скоро кто злословит ближнего, немедленно поражается проказой в сердце. Поэтому избегай пересудов и злословия, потому что знаешь, как за кратковременное злословие и за одно осуждающее слово по Божиему определению стала прокажённой пророчица Мариам.

Если ты хочешь и себе сделать добро и ему отмстить [оскорбившему тебя], то отзывайся хорошо об оскорбившем тебя, – тогда ты вместо себя сделаешь многих обвинителями его, и сам получишь великую награду; если же будешь отзываться худо, то никто не поверит тебе, подозревая в тебе вражду

Одного старца спросили, как он относится к поношениям.– Со скорбью, – ответил тот.– Неужели и тебя трогают поношения?– Нет, – отвечал старец, – за себя я радуюсь, но скорблю за тех, которые слышат эти поношения, потому что они лишаются той пользы, которую могли бы получить от Господа через меня, грешного. Это враг научает злословить рабов Божиих, чтобы отвлечь от них людей.

Если оскорбляемый раздражается, то этим самым дает доказательство, что он сознает за собой то, что про него говорят; если же он смеется, то освобождает себя в глазах присутствующих от всякого подозрения. Если же ты желаешь и отомстить обидчику, то и это будет достигнуто с полным успехом, так как и Бог накажет его за его слова, а раньше еще этого наказания и твое любомудрие будет для него как бы смертельным ударом.

Не на слово разгордевшегося обращай внимание, но на силу. Часто слово по видимому грубое говорится вовсе не от грубости сердца, а так, по привычке. Что если бы на наши слова обращали все люди строгое критическое внимание, без христианской любви, снисходительной, покрывающей, кроткой терпеливой? Нам давно бы надо было умереть.

Пишешь, что одна послушница нанесла тебе несправедливое и нисколько не заслуженное оскорбление и ты в горести сердца плакала, а внутренний голос говорит тебе: «Держи ум горе и твори неослабную молитву, все пройдет». Так в подобных случаях и поступай. Тогда и будет проходить все прискорбное и оскорбительное.

Оскорбляющий наносит тебе оскорбление невольно и не по своему желанию, но по принуждению страсти; удержись же. Не видишь ли беснующихся? Как он <беснующийся> подвергается этому не столько от вражды, сколько от слабости, так и в нас огорчение происходит не столько от свойства оскорблений, сколько от нас самих.

Ты можешь умилостивить Бога, когда начнешь идти путем христианским, и сначала хоть скорби, но о том, что не перенесла оскорбление, а не о том, что оскорблена, на это устроение призрит Бог, и будет надежда к исправлению.

Поношение есть […] омовение душевных страстей, в том да уверит тебя обыкновенная в народе пословица; известно, что некоторые люди в мире, осыпавши кого-нибудь ругательными словами […], говорят: «Я такого-то хорошо омыл».