Цитаты прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (68)

Всё, из-за чего мы смущаемся, сомневаемся, озлобляемся, оказывается вскоре после совершения дела мечтою, пустяками, на которые не следует обращать внимания. Единой долготерпящей любви да держимся, она да покрывает всё.

Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и молитве к Богу. Простота — величайшее благо и достоинство человека. Бог совершенно прост, потому что совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло.

Если продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

Если хочешь, чтобы Бог давал скорее сердечную веру твоей молитве, старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми и отнюдь не будь с ними двоедушен: когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу. Того, кто непрямосердечен с людьми, Господь неудобно принимает на молитве, давая ему почувствовать, что неискренен в отношении к людям, а потому не может быть совершенно искренним и в отношении к Богу, без душевного злострадания.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце привязаны к чему-то плотскому, например к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть к другим, — потому что страсти обыкновенно связывают сердце, тогда как Бог расширяет его, доставляет ему истинную свободу.

Крестились (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедуя грехи свои (Мф.3:6), то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою.

Спокойное и медленное произношение слов молитвы необходимо, потому что время молитвы по преимуществу должно быть временем веры и созерцания души; но вера и созерцание при смутном и спешном произношении молитв не могут быть: они любят непременно спокойствие и медленность.

Говорят: нет охоты, так не молись — лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царство Небесное силою берется (Мф.11:12), без самопринуждения к добру не спасёшься.

Молитва – постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва – постоянное благодарственное настроение

Если врываются в душу помышления зложелательства и злорадства – немедленно желай и внутренно проси у Бога всякого добра тому человеку, коему внутренно пожелал зла или о злополучии коего тайно порадовался. Делая так, угодишь Владыке-Сердцеведцу, призирающему на тайное делание сердец наших, и сам сохранишь душевное спокойствие.

Чтоб тихо, без смущения читать тебе молитвы, веди себя везде тихо: дома будь тих и кроток со всеми и вне дома, – со всеми; тихо ходи, тихо говори, – словом будь тих везде и во всем. – Главное же, – будь внутренне тих и кроток: когда будет внутренняя тишина, будет и внешняя.

Всякий раз хоть и упадешь, вставай и спасешься. Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать; позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей”, внушенный царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искреннею верою и упованием, с сердцем сокрушенным и смиренным; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир душевных своих сил.

Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближися бо Царство Небесное (Мф.4:17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением.

Согрешил я, Господи, неприязнию к кривым, глухим […], хромым, обезображенным в лице рябинами или шрамами, не имеющими настоящего носа, рта и всяким, так или иначе обезображенным болезнью или разными несчастными случаями, забывая, что они такие же люди, как и приятные лицом и правильным устройством всего тела, что их души также по образу Божию и, может быть, гораздо прекраснее они нас по внутреннему достоинству, по добродетели тайной или явной.

Не скорби безутешно о злополучии отечества, о проигранных войнах…, о потере военных кораблей…, о громадных потерях государства от поджогов (заводы разные). Скорби о том, что ты плохо подвигаешься к Отечеству нетленному, вечному, на Небесах уготованному, что сердце твое далеко от Бога.

«Хотим ли избавиться тягостных и изнурительных войн, будем прилежно упражняться в христианских добродетелях, преимущественно же в христианской любви, которая есть исполнение всего закона христианского, и удаляться пороков: война, как бич Божий, перестанет сечь нас, коль скоро мы исправимся в жизни и будем добродетельны».

На этом пока всё.