Искушения (246)

Писание говорит: Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения (Сир.2:1-2). Другими словами, взирай на Господа и укрепляйся надеждой на Него.

Этим хульным искушением диавол ведет человека к тому, чтобы устрашить его. Или, если он свободен от иных грехов, чтобы возмутить его совесть. Если он в покаянии, то чтобы прервать его покаяние. Если же от добродетели восходит к добродетели, то чтобы остановить и низвергнуть его. Но если диавол не успеет в этом, он стремится хотя бы оскорбить и смутить его. Однако умный пусть рассуждает.

Священное Писание соединяет понятие искушения с понятием обличения. […] Это видно из слов Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Апок. 3: 19). На каком основании обличения соединяются с искушением? На том, что всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение.

…Учимся не вдаваться безрассудно в напасть, но уклоняться от неё. Ибо если Господь, Который всесильной Своей властью всё мог делать, уклонялся до времени от напасти, то тем более нам, немощным, надо это делать. Мужественному и великодушному сердцу свойственно не вдаваться в напасть, но пришедшую напасть терпеть, и не унывать в ней, и не ослабевать.

Мы впадаем во многие искушения по той причине, что не сохраняем нашего чина. Не видим ли, что жена хананейская приняла данное ей имя и что Спаситель утешил её? Также не видим ли, что Авигея сказала Давиду: «Во мне неправда моя» (1Цар. 25: 24), и что Давид, услышав эти слова, возлюбил её? Авигея – образ души, а Давид — Бога: если душа укорит (осудит, обвинит) себя перед Богом, то Бог возлюбит её.

Верующий живою верою в Бога, с самоотвержением предавшийся Богу, пребывает несмущенным при всех искушениях, наносимых духами злобы, видит в духах лишь слепые орудия Промысла Божия: не обращая на них никакого внимания во время искушений, наносимых ими, он всецело предается воле Божией.

Молись, чтобы не впадать в искушения душевные, а к искушениям телесным приуготовляйся со всею крепостию своею. Ибо вне их не возможешь приблизиться к Богу, потому что среди них уготован Божественный покой. Кто бежит от искушений, тот бежит от добродетели.

[…] Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.