Излишество (108)

Хотя бы и многое имел человек, однако еще большего хочет, сам себе меры не имеет; хотя и бесчисленное богатство получает, однако еще не наполняется и никогда не перестает желать, пока не будет покрыт землей…

Те, кто бессловесно поработились объедением и пьянством, ничего преславного и достойного памяти в мире сем не сделали, но вместе с настоящей жизнью и вечной лишились и память о себе в среде благих погубили. Поэтому если ешь, то не с пристрастием ешь; если пьешь, то не с прилаганием сердца пей, ибо не здесь совершение твоих упований, пройдет все это и изменится вскоре…

Берегись смеха, празднословия и кощунства, чтобы не удалиться от благодати Божией и душу твою пустой не сотворить. Ибо смех и кощунство отгоняют Господню благодать, остужают сердце, отягчают душу, помрачают совесть, опечаливают Ангелов, веселят бесов…

Что за покой объевшемуся и опившемуся? Одно только надмение, рыгание, хрехотание, отягчение живота, болезни желудка. Чем усладился, тем же и огорчился, упившемуся же, кроме того, приходится терпеть боль в голове, трясение рук, помрачение разума, потемнение зрения, окаменение к молитвам и отчуждение от Господней благодати…

Для чего ты, жена, постоянно расслабляешь тело свое роскошью и делаешь его негодным? Для чего губишь силу его тучностью? Ведь тучность составляет слабость для него, а не силу. Если же ты, оставив это, будешь вести себя иначе, тогда явится и красота телесная по желанию твоему, как скоро будет сила и свежесть.

Великое безумие – прилагать сердце к золоту и уповать на гибнущее лихоимство. Итак, не надейся на тленное богатство и не иди вслед золота, ибо, как сказано, любящий золото не будет прав (Сир. 31:5), но на Бога живаго упование свое возлагай (1Тим. 4:10), который пребывает вовеки и все сотворил. Серебро и золото, дела рук человеческих (Пс. 134:15), они скорее погибнут, нежели ты соберешь их…

Богатый богатеет, а убогий нищает; богатый умножается, а убогий скудеет; богатый распространяется, а убогий стесняется; богатый жиреет и толстеет от многого питания и роскоши, а убогий сохнет от голода и печали; богатый хвалится, а убогий вздыхает. Но подождите немного, богатые, немилосердные, обидчики убогих людей, дайте срок: придет на вас смертный час, и в ту пору вы увидите, каково будет блаженство и счастье…

Человек, служащий похоти своих очей, побежденный привлекательностью земных благ и безмерно и ненасытно ищущий богатств, что породит: гроздья или терние? Поистине, не гроздья, но острые терния, колющие Бога, ближнего и самого его.

Kнижники и фарисеи замышляют тщетное (Пс. 2:1), а богатые упражняются в своих промыслах: иной разоряет свои житницы и созидает большие (Лк. 12:16–20), иной копит от лихоимства и неправды и наполняет свои сундуки, а иной радостно веселится каждый день. Всем таким некогда идти ко Христу и слушать Его учение. Только убогие идут за Ним и с наслаждением слушают Его.

…Как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять Заповеди Божии.

…Богатым не надо завидовать. Их стоит или пожалеть, как подобает христианам, или презирать, как это делают бедняки. Жалеть за то, что их роскошь, пышные одежды и блистательные пиршества губят их души. Ведь мы знаем, что дети богачей, утопающих в золоте,– нравственные выродки, непохожие на людей.

Никто при обильной пище и непрестанной роскоши не принимал духовного дарования. Если бы ниневитяне не постились, то не избежали бы угрожавшего им наказания. Евреи, когда питались манною и водою из камня, то побеждали врагов и были все здравы, а когда их сердце захотело мяса и вспомнили они о котлах египетских, то не увидели они Земли Обетованной.

архим. Кирилл ПавловВсе цитаты автораИсточник

Грехолюбивый человек любит многостяжание*, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и маловременности жизни и не помня о неподкупности и неизбежности смерти.

*многостяжание — чрезмерное накопительство

Если бы ты и мало погряз в море этого безумия <любостяжания*>, с трудом можешь выйти из него и, как в водовороте, сколько бы ты ни старался, не преодолеешь легко <стремления воды>, так и еще гораздо хуже, впавши в бездну этой страсти, погубишь себя со всем своим имуществом.

*Любостяжание — излишнее попечение о богатстве

Сильная и на все отваживающаяся любовь к многостяжательности* не зная сытости, нудит плененную душу идти до крайнего предела зол. Посему будем отражать ее от себя, наипаче** в самом начале, потому что, возобладав, сделается неодолимою.

*Многостяжательность — страсть к накоплению материальных благ

**Наипаче — особенно

 

 

Прошу вас избегать идолопоклонства (так апостол Павел называет любостяжание), понявши всю важность этого порока, – избегать любостяжания не только в деньгах, но и во всякой порочной склонности, в платье, в трапезе и во всем прочем

*Любостяжание — излишнее попечение о богатстве

Море знает свои пределы; ночь не преступает издревле положенных ей границ; но любостяжательный* не уважает времени: не знает предела, не уступает порядку преемства, но подражает стремительности огня; все захватывает, все пожирает.

*Любостяжательный —  излишне пекущийся о богатстве