Кротость (118)

Звери не имеют разума и, однакож, мы часто видим, как львов часто водят по площадям кроткими; в твоей же, человек, душе есть и разум, и страх Божий, и многоразличные пособия; так не представляй же извинений и отговорок. Можно тебе, если захочешь, быть кротким, тихим и покорным.

Не будь кроток с одним и дерзок с другим, а будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий человек или малый, – потому что в этом и состоит смирение. Можно быть кротким, и между тем раздражительным и гневливым; однако в этом нет никакой пользы, потому что одержимый гневом часто губит все.

Кротость – это тихость душевная, о которой говорит апостол: были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1Фес. 2:7); в этом душевном расположении человек никого не раздражает и ничем не раздражается…

Тогда познается смирение и кротость, когда равный равному уступает и хотя может восстающему противиться, но не хочет этого и уступает ему. Большее еще смирение и кротость показывается, когда больший меньшему уступает и не противится ему ни делом, ни словом.

Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыноси­мое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь смирным и кротким, извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но принося пользу даже врагу, и наставляя его быть добрым.

… Если кто будет находиться в неприятных к нам отношениях, не станем еще более воспламенять его нерасположения, а кротостью и смирением в словах и делах будем умирять вражду и таким образом врачевать озлобленную душу.