Милосердие (227)

Приобретем себе в свидетели многих бедных, у них купим елея и пошлем впереди себя, ибо вот продающие елей для светильников: вдовы, сироты, немощные, увечные, хромые, слепые, прокаженные и все нищие, которые сидят у дверей церковных. Их преклоним на свою сторону, они примирят с нами Судию.

Бедным давай, не думая о том, что оскудеешь: дающий не оскудевает. Не высчитывай скупым и лукавым сердцем суммы, им подаваемой, – иначе лукавый остановит тебя в добром деле, представив множество раздаваемых денег. Давай, как говорится, завязавши глаза.

Чем сильнее нужда, тем большая милость делается. Например, большая милость – одеть нагого, чем того, кто был в худом платье. Большая милость – с бедствующим бедствовать, чем просто ему помогать без ущерба себе.

Милость бывает, когда делаем добро недостойным, то есть тем, которые ничем у нас того не заслужили, или даем выше заслуги награждение. Например, если кто-либо один день бы трудился, и труд его стоил не более двадцати копеек, а ему дано было бы более, пятьдесят копеек, или рубль, то это была бы милость; иначе не милость, а воздаяние будет.

Милость телесная, когда телу дается милость, например, алчущего напитать, жаждущего напоить, и прочее. Милость душевная, когда душе делается милость, например, обратить грешника от греха и приводить к лучшему житию, скорбящего утешать, и прочее.

Из слов Божиих: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9:13), – видим, что Богу наиболее приятно, а именно, – милость, оказываемая нами ближнему. Не отвергает Бог и жертвы, но всякой жертве предпочитает милость, ближнему творимую, так как Сам милостив.

Милостыня, как плод любви, не только в действительном подаянии состоит, но и в святом к подаянию желании, сердечном сожалении и сострадании бедному и во всяком служении, как-то: во введении странника в дом, в посещении больного и в темнице сидящего, и в служении им, и прочее.

Милосердным быть – это не иное что, как сердцем соболезновать болезнующему, сострадать бедствующему и страждущему и плакать с плачущим (Рим. 12: 15). Если какой-либо христианин над бедствии брата своего милосердием не подвигается, то свидетельствует о себе, что христианского духа не имеет.

Обязанность богатого – подавать, нищего – благодарно принимать и усердно молиться за дающего. Однако даже если принимающие милостыню и не молятся за дающего, милостыня, поданная от доброго сердца, больше всех людей молится, и непрестанно ходатайствует к Богу, и милости у Него дающему беззвучно просит.

Христиане, все, что ни имеем или можем иметь, от Него [Господа] получаем. Но святое слово Его говорит: благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19: 17). Так Он поощряет нас к любви и милости, чтобы бедные, которым Он как Отец чадолюбивый сострадает, в скорбях своих утешение получили, а милующие их и подающие им руку помощи своей награды не лишились.

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5: 23–24).

Господь дал нам удивительные наставления. Он сказал, что не жертвы хочет, а милости – милости ко всем, кто нуждается в милости. А какое множество, бесчисленное множество людей нуждается в милости, ждет слова любви, слова утешения, ждет ласки, ждет помощи; а вместо этого встречает в людях лишь холодность, ледяное равнодушие, а в некоторых христианах даже презрение, клеймение злыми словами отвержения.

Корень милосердия – в жалости и сострадании. Это основные свойства любви, ибо нельзя любить и не сострадать. Не может сострадательный человек не творить добра тем, кто в этом нуждается, творить его без всякого ожидания благодарности. Из чистой любви истекают наше милосердие и исполнение заповедей Христовых,– взаймы даем тем, от кого не надеемся получить обратно.

Милость – это то, что другой ничуть не вынужден и не обязан вам давать, что вы никак не можете контролировать или вынудить. Это то, о чём вы можете только смиренно попросить. «Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс.122:2).

С. Л. Худиев, православный апологетВсе цитаты автораИсточник

Веселие, которое ощущает душа, и радость, которую чувствует сердце милостивого человека, даже за кусок хлеба, пожертвованный сироте, не может дать сердцу ни один, даже самый великий врач-кардиолог ни за какие деньги на свете