Вы должны знать, что подвиг сей [монашество] небезтрудный, ибо Господь сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мф.16:24). Отвержение себя состоит, главное, в отвержении своей воли и разума и покорении их пастырю и руководителю вашему ко спасению, через что может человек достигнуть смирения и освободиться от страстей и греховных действий, и так с помощью Божией получить спасение. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Объясняешь, что помысл уединения тебя измучил, лишает тебя сна и пищи, не дает тебе никакого покоя! На безмолвие и уединение поступают по особому Промыслу Божию, как, например, сказано было Арсению Великому: «Молчи, бегай – и спасешься». А ты такого призвания свыше не получала, а думаешь это сделать по своему только желанию и притом с примесью вражеского искушения и, наконец, с ослушанием. прп. Амвросий Оптинский (Гренков) • Все цитаты автора • Источник
Старайся жить в монастыре страннически, себе внимая и помалкивая и не входя ни в какие дела. Тогда и уразумеешь самим делом апостольское слово: любящим Бога… все содействует ко благу (Рим.8:28). Сказано в псалмах: Много скорбей у праведных (Пс.33:20) и много наказаний грешному (Пс.31:10). В каком бы положении христианин ни находился, не может избежать скорбей и болезней. прп. Амвросий Оптинский (Гренков) • Все цитаты автора • Источник
Уничижение в разных видах употреблялось при вступлении монахов, когда старцы изобиловали благодатными дарами.[…] Духовное лечение это, сохраняя само по себе все достоинство свое, нуждается в наше время в особенном благоразумии при употреблении его.[…] Жестокое уничижение в наше время может сокрушить новоначального, расстроить его навсегда. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
В общежитиях Пахомия Великого […] каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами под руководством старца в течение трех лет. Телесными трудами, частыми наставлениями старца, ежедневной исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли могущественно и быстро обуздывались страсти, очищались ум и сердце. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
Есть спасение и кроме монастыря, но с трудом великим. Хотя и в монастыре спасение не без труда, но зато и кроме спасения в монастыре может человек достигать и совершенства христианского, если только достодолжно потрудится смирить себя и покорить не только воле Божией, но воле и начальствующих по Богу и даже меньшим, в чем нет нарушения заповедей Божиих. прп. Амвросий Оптинский (Гренков) • Все цитаты автора • Источник
Разве тем исцеляются наши страсти, чтобы мы были уединены и никто бы нас не трогал? Напротив, они от этого умножаются и лишают совершенно покоя, а при обращении с другими и при побеждении страстями мы познаем свою немощь, смиряемся, каемся и по времени получаем исцеление. Многие книги прочти; не найдешь исцеления страстей другим образом. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Смотри, какое есть училище благочестия: обитель дает видеть свои грехи и познавать, хотя отчасти, немощи. Ты, бывши в мире, мечтала о себе, что имеешь любовь Божию, которая есть глава всех добродетелей и совершенство, а теперь познала, что еще ничто, но и больше сего должна познать, когда будешь как должно смиряться, не языком и пером, а сердечно. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
В монастыре еще может быть труднее, где вся жизнь до гроба должна быть в трудах, в подвигах, в повиновении, в отложении своих волей и желаний. И повиноваться должно не одной […] игуменье, но и старицам, и сестрам о Христе, и сделаться из барышни простой служаночкой, т.е. безответной и всепокорнейшей послушницей до последнего издыхания своего. прп. Антоний Оптинский (Путилов) • Все цитаты автора • Источник
А что ты желаешь затвора, то этого не одобряю и не соизволяю на это; затвори двери ума и сердца от возношения, а уста и язык от многоглаголания, брани и осуждения, рукам не давай воли простираться на биение, приими совет желающих тебе пользы душевной – вот и затвор твой совершится, не имущий ни единой прелести и подсады вражией. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
…Отчего это, батюшка, – спросила одна особа, – игуменье дано право распоряжаться монахинями, как крепостными? Старец ответил: «Более, чем крепостными. Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монахинь и это право отнято: монахиня сама добровольно отдает себя в крепостное право». прп. Амвросий Оптинский (Гренков) • Все цитаты автора • Источник
Да исполняется над всеми евангельское слово Христово: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф18:20). А вас собралось «во имя Христово» не две и не три, а немалое множество. Правда, что в большой семье бывает не без урода, но делать нечего, и это следует потерпеть. А иначе, когда все будут хороши, и возгордиться можно. прп. Амвросий Оптинский (Гренков) • Все цитаты автора • Источник
Желание ваше вступить в монастырь, ежели есть истинное, то Господь и устроит так, но когда вы идете в монастырь, думая там успокоить себя от скорбей, то оное не есть истинное. Посвящая себя монастырской жизни, надо себя отвергнуть и ожидать еще больших скорбей. Это-то и значит взять крест свой и вслед Христа идти. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Те монахи, которые проводят жительство по правилам монашеским, непременно стяжавают благодать по обетованию Божию. […] Напротив того, монахи, пренебрегающие Богопреданными постановлениями для монашества, проводящие жизнь самовольную, рассеянную, сластолюбивую и миролюбивую, лишаются духовного преуспеяния. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
Жизнь в монастыре, особенно в общежительном, способствует успешному и прочному обучению молитве новоначального, если только он живет правильно. Живущему правильно в общежитии непрестанно представляются случаи к послушанию и смирению, а эти добродетели приготовляют и настраивают душу к истинной молитве. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
В вашем купножитии* я усматриваю особенный Промысл Божий, ведущий вас скорбями страстей ваших и подвигом против оных к благой цели спасения, и при вашем добром сопротивлении, самоукорении и смирении Господь сокрушит все силы вражии и дарует вам мир. А иначе для чего бы было ваше совокупножитие. *Купножитие — общежитие прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Самочинное монашество – не монашество. Это – прелесть, это – карикатура, искажение монашества! Это – обман самого себя, это – актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святого Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
Пишешь о вновь ищущих иметь к тебе отношение: сама не наскакивай и не ищи быть наставницей, а когда кто ищет и просит этого с верой – нельзя отвергать; вера их и твое усердие сказать, что мнишь им полезно, – не на свой разум надеясь, но на Божию помощь, – может быть, и послужит им во спасение. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Слава Премилосердому Господу, что Он даровал тебе чувство к возвращению в монастырь, совсем было поколебавшееся. Хотя бы ты в мире осталась, что же нам до этого, люди живут и в мире, и мирны бывают, но ты, уже посвятив себя жизни монастырской и оставя ее, не могла бы быть мирной. прп. Лев Оптинский (Наголкин) • Все цитаты автора • Источник
Боже тебя упаси знакомиться с монахами, а также не знакомься и с мирянами, да и в обители не заводи близких знакомств, что сильно мешает угождению Богу. Ищи прежде всего Царство Божие и спасение своей души, а все необходимое для существования Господь пошлет своевременно. прп. Иосиф Оптинский (Литовкин) • Все цитаты автора • Источник
Иногда приходится наблюдать, что к пустынному житию и безмолвию некоторые стремятся, в тайне сердца своего ища вполне удобного, безмятежного, бесскорбного жития. Это стремление безрассудное, не говоря уже, что оно и несбыточное. Бесскорбного жития не было, нет и не будет. прп. Никон Оптинский (Беляев), исп. • Все цитаты автора • Источник
Что есть мантия? Образ смирения, а мы ищем ее из честолюбия, оттого и скорбь находит. Какие обеты при пострижении? Терпеть всякую нужду, обиду и смиряться. Надо же к этому быть прежде готовым, а не после стяжавать их, а где они? Ложный стыд, что мантия не вышла, доводит до безумия. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Монашество и монастыри учреждены были Святым Духом через избранные сосуды Его, преподобных отцов; восстановление монастырей в их прежней духовной красоте… может последовать только действием особенной благодати Божией, через посредство таких же достойных орудий. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
Ты говоришь, хочется тебе нарядиться в ангельскую одежду, т.е. мантию. И потом говоришь, что ты достойна не мантии, а грязного кафтана. Хорошо это смиренное сознание своего недостоинства. Только бы не на одних словах, а и на деле исполнять. прп. Иосиф Оптинский (Литовкин) • Все цитаты автора • Источник
Мученичество и монашество основаны на одних и тех же изречениях Евангелия; то и другое отнюдь не изобретено человеками, но даровано человечеству Господом; то и другое иначе не может быть совершено, как всесильною помощью Божиею, действием Божией благодати. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
Первые христиане жили единодушно […]. В их общежитии давалось каждому по потребности, не так, чтобы всем непременно поровну, а что кому нужно. В монастыре этот вопрос сложнее. Важно не только определить, что кому нужно, но и зависти не вызвать у других. Надо смотреть, как для души полезнее. прп. Никон Оптинский (Беляев), исп. • Все цитаты автора • Источник
– Батюшка, можно ли переменить монастырь? Ответ: – А куда уедешь? Куда скроешься от Бога Всеведущего и Всевидящего, через совесть нашу нас обличающего, чтобы взялись за дело спасения как следует, вместо того чтобы бесполезно смущаться и винить других? прп. Амвросий Оптинский (Гренков) • Все цитаты автора • Источник
Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которые в настоящее время осуществить невозможно. Важность в христианстве, а не в монашестве. Монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству. прп. Никон Оптинский (Беляев), исп. • Все цитаты автора • Источник
Пребывание в келии в молчании, в упражнении молитве и поучении день и нощь закону Божию делает человека благочестивым, ибо, по словам святых отцов, келия инока есть пещь Вавилонская, в ней же трие отроцы Сына Божия обретоша (Добротолюбие. Ч.3. Сщмч. Петр Дамаскин). прп. Серафим Саровский (Мошнин) • Все цитаты автора • Источник
Новоначальные должны держаться при упражнении молитвой одного благоговейного внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтобы ум успевал заключаться в них, и дыша тихо, но свободно. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
Сколько мог я заметить, неполезно и опасно слишком юных принимать в монастырь, ибо они более подвергаются влиянию слабой стороны и, навыкнув худому, не скоро могут прийти к истинному пути, так что ни к монастырю, ни к миру не бывают способны. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Новоначальный инок должен заниматься возложенным на него послушанием со всею тщательностью ради Бога и своего спасения, не любоваться успешным исполнением послушания, […] не развивать в себе тщеславие и гордость… свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
О монашестве должно разуметь, что оно есть таинство, покрывающее прежние грехи, подобно крещению. Крещаемый прежде крещения не может чувствовать того, что после получает, т.е. силу внутреннюю исполнять заповеди Божии. прп. Амвросий Оптинский (Гренков) • Все цитаты автора • Источник
Распятие и пролитие крови совершаются новоначальным иноком при помощи церковных Таинств, тщательной исповеди всех греховных проявлений, церковных и келейных молитвословий и прочих благочестивых трудов… свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
Юным инокам […] опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при которых […] духи скоро начинают являться чувственно и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и гибели. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник
Матушка игумения благословила готовиться тебе к мантии. Спрашиваешь, не грешно ли с радостию и желанием принимать оную. – Надо с благодарением принимать мантию и то, что Бог сподобляет тебя такого сана, а себя считать того недостойною. прп. Иларион Оптинский (Пономарёв) • Все цитаты автора • Источник
Можно быть добрым человеком и в мире, и много есть таковых, и исполнить заповеди Божии, хотя и невозможно обойтись без крестов и скорбей, но тем, кто позваны от Бога, гораздо труднее быть в мире, нежели в обители. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Хотя чувствуешь себя и немощной, а все приходящим, по вере, возвещай путь спасения, да поне* сим устыдишься самой себя; и случающиеся попущением Божиим скорби приемли яко должница, обвиняя себя и не ропща на других. *Поне — хотя, по крайней мере прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Обыкновенно мы, приходя в монастырь, думаем или вдруг взлететь на небо, или найти покой нерушимый, но, не обретая сего от мучительства собственных наших страстей, впадаем в уныние, ища разрешения не там, где должно. прп. Макарий Оптинский (Иванов) • Все цитаты автора • Источник
Нищета – не что иное, как воздержание и довольство своим положением. Странничество и пустынножительство заключаются в удалении от молвы. Странствовать ради благочестия – значит пребывать в келлии. свт. Игнатий (Брянчанинов) • Все цитаты автора • Источник