Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела; бесы же, по утверждению некоторых, ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело.

Душа человеческая есть дух. Потому ничем иным, только Богом – как образ Божий своим Первообразом – удовлетвориться не может. От Бога произошла, в Боге и находит удовлетворение. Нет таковой вещи, которою бы утолиться могла, кроме Бога.

Из всех тварей только птицам свойственны крылья, как их особенность; крылья же души, Богу повинующейся, суть устремления огня Божия, коими она может воспарять горе к небу. […] Никак не допускайте себя лишиться силы огня сего. Знайте, что за этот огонь, от Бога вам даруемый, уготованы вам от диавола многие брани, чтоб вас лишить его, ибо он хорошо знает, что пока есть в вас огнь сей, он одолеть вас никак не может.

Душа, как умная сила, единична и проста и не сложена из разных частей, чтоб могла страдать вследствие какой-либо недолжной перемены в них, – как тело, сложенное из четырех стихий, по необходимости страдает от излишества или оскудения какой-либо из них сверх меры.

Ты, душа моя, не найдешь здесь, в этом мире, себе покоя. Все прекрасное мира сего есть тленное вещество, суета, прах, земля – все ценное в нем. Ты – дух невещественный, бессмертный; нет тебе никакого покоя в них. Дух не упокоевается в веществе, но дух в Духе находит покой…

[…] Врач душ есть Христос, Который все знает и против каждой страсти подает приличное врачевство: так, против тщеславия дал Он заповеди о смиренномудрии, против сластолюбия — заповеди о воздержании, против сребролюбия — заповеди о милостыне, и, одним словом, каждая страсть имеет врачевством соответствующую ей заповедь.

…Долг христианский требует, чтобы христиане Богу, как Отцу своему, подражали, и Ему, как чада возлюбленные, уподоблялись своими нравами, как увещевает их к тому апостол: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф.5:1)

Солнце в чистой и тихой воде ясно видится, и подобие его изображается: тако Бог — вечное Солнце показуется в тихой, непорочной и чистой душе, и образ Свой в ней изображает… Итак, возлюбленные… очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», – увещевает* нас апостол (2Кор. 7: 1); да и в нас вселится Бог — вечное Солнце, и так образ Его святый в нас изобразится.

*увещевать — наставлять,  поучать советами.

Поскольку дух твой есть храм, то не допускай в него никакой нечистоты. […] Собери и выбрось из него весь сор, т. е. гнусные наклонности и привычки; как цветами усыпь храм твой добрыми делами, вместо роз и лилий укрась его молитвою.

Пребывание души с Господом, в чем все существо внутреннего делания, не от нас зависит. Господь посещает душу, она и бывает с Ним, и играет пред Ним, и согревается Им. Как отойдет Господь, душа пустеет и совсем не в ее власти воротить к себе Благого Посетителя душ. Но отходит Господь, пытая душу, а бывает, что отходит, наказывая не за внешние дела, а за что-нибудь душой внутри принятое.

…Душа, когда приемлет воздействие от веяний Истиннаго и Святаго Духа, тогда вся бывает вне бесовского омрачения, а когда сильно обвевается* духом прелести, тогда вся покрывается облаками греха. Итак, надлежит нам всегда свое стремление всеусильно обращать к очистительному и животворному веянию Духа Святаго, т. е. к тому Духу, Которого пророк Иезекииль во свете ведения видел грядущим с Севера (Иез. 1:4)…

*обвевается — погружается

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитаты автораИсточник

Воскресение души есть соединение ее с Жизнью, которая есть Христос. Как тело мертвое, если не восприимет в себя живой души и не сольется с нею […], не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная.

При бесчувствии души полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов богоносных отцов, памятование о Страшном суде Божием, об исходе души из тела и о страшных силах, которые её встретят и с соучастием которых она делала зло в быстротекущей земной жизни. Также полезно вспоминать о том, что мы должны будем предстать пред Страшным и праведным судилищем Христовым, […] дать ответ пред Богом, перед всеми ангелами Его и вообще перед всем созданием.