Не читайте затем, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и попитать душу. Питается же она тем, что чрез внимание пройдет в сердце и его займет. Если при чтении и размышлении какая-либо мысль исторгнет вас из среды тварей и перенесет пред лице Господа, закрывайте книгу, – и оставайтесь с сею мыслию, хоть целый день, и более.

Так и душа человеческая: к чему любовью обращается и прилепляется, то в ней и видится. Если к Богу обращается, Божий образ силой Святого Духа в ней и изображается; если к земным и мирским вещам склоняется, земной образ и начертывается. А какой образ в себе носит, такое и мудрование имеет.

Видишь блаженство человеческое? Но знай точно […], что все это блаженство губит человек, когда является неблагодарным Богу и беззаконнует, и становится он ниже и несчастнее всякой твари. Берегись же греха, как ядовитого змея, да не лишит он тебя христианского блаженства и не ввергнет в несчастное состояние!

Во всем мы, христиане, скромны и смиреннее всякого – это повелевает нам заповедь – и не только перед мирским могуществом, но даже перед кем бы то ни было не поднимаем брови, но когда дело касается Бога и против Него дерзают восставать, тогда, презирая все, думаем только о Боге.

Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, не причастный никакой тьме: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин. 1: 5). Так подобает и христианам – поступать, как чадам света (Еф. 5: 8); как чадам Божиим, заботиться о святой жизни, очищать себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор. 7: 1), ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1Сол. 4:7).

Отсюда несколько познаешь, как прекрасна душа человеческая, созданная по образу Божию. Образ должен быть подобен Первообразу. Все создание подчинено человеку. Небо и земля и все наполняющее их служит человеку.

Воссияют люди Божии, как солнце, во Царствии Отца Небесного, будут как Ангелы, будут как вторые боги, как цари и господа, будут царствовать во веки веков. За все это да будет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, столь почтившему и возвеличившему наш род!

Душе благородной и боголюбивой свойственно – терпеть скорби и злострадать; но мужественно переносить искушение и благодарить Того, Кто попускает скорби, это – знак величайшего мужества, это свойственно душе бодрственной и освободившейся от всего человеческого.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф.6:14). Не будем поэтому думать, когда делаем это, что мы благодетельствуем другому или что оказываем ему большую милость: мы сами пользуемся благодеянием и извлекаем из этого для себя большую пользу; равно как, если не делаем, мы не причиним другим особенного вреда, а себе приготовим страшное наказание в геенне.

Если же Господь сподобит положить тебе в основание молитвенного подвига незлобие, любовь, неосуждение ближних, милостивое извинение их, тогда с особенной легкостью и скоростью победишь противников твоих, достигнешь чистой молитвы.

Богач, разве есть что твое? То, что ты получил от родителей, от предков, принадлежит Богу. Отдаешь отчет: на блудниц истратил ты деньги или на бедных; […] на удовольствие, лакомство и пьянство или на вспоможение несчастным. Пусть устыдятся те, которые напрасно едят хлеб и живут в праздности.

Человек, который умер, не употребив на должное богатства своего, нисколько не отличается от бессловесного животного; он не познал чести, данной ему от Бога, и уподобился скотам, для которых смерть есть конец жизни.