Милосердие Божие (237)

Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то, действительно, и не получает прощения.

Когда вы, среди попечений житейских, среди сует мира сего, среди борьбы сердца нашего со страстьми, или даже и среди самых греховных дел, почувствуете влечение к молитве: то знайте, что сие влечение есть нежный глас милосердого Спасителя вашего, зовущий вас к покаянию и обращению к Нему яко единому источнику жизни и блаженства нашего.

Открывай свое сердце Господу со всеми немощами своими, не оправдывай себя, считай себя достойной не только временных скорбей, но и вечных мук, не теряя, однако, надежды на милосердие Божие, надеясь на крестные страдания Спасителя, взявшего на Себя грехи всего мира – и обретешь отраду, и мир, и спасение.

Поверь мне, что все земные радости не стоят одной капли духовного блаженства от Господа. Сказано: Потерпи Господа, мужайся и потерпи Господа, и получишь такую же драгоценную жемчужину, какую купец, когда нашел, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Не было случая, чтобы Господь отказал когда-либо кающемуся в прощении. Только тогда Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим. Поэтому помиримся со всеми, чтобы Господь помирился с нами. Простим всем, чтобы и Господь нас простил.

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердый, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу.

Удостоившиеся милости Божией и дарований Святого Духа смотрят на мир, как на темницу, в которой они заключены, и избегают общения с ним, как смерти. Такая душа не может полюбить мир, если бы и захотела полюбить. Она помнит то состояние, в котором бедствовала до того, как стала покоиться в Боге; она помнит, что сделал с нею мир, и то запустение, в которое привел он ее.

Бог, вземляй грехи всего мира, веруй, что и твои погрешности потонут в бездне божественного человеколюбия. Только при этом старайся хранить ум и сердце от пищи ветхого человека. Но если и придется когда вкусить от запрещенного плода, как то: гнев, ярость, осуждение, – после не оправдывай себя […]. В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость, чего отвращается Бог.

Если придет смутительное помышление о ярости и неперестающей злобе, какую питают против тебя враги — демоны, и о многом множестве их полчищ, то, с другой стороны, помысли и о беспредельно величайшей силе Божией, и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве Ангелов небесных и о молитвах святых.

Впадши в прискорбности, и в крайности безвыходные, из которых выпутаться нет надежды, надобно нам и себе тоже делать, что делал Давид, изливать сердце свое и моление свое пред Богом, и печаль свою, как есть, возвещать Господу (Пс. 141:3), Ибо мы исповедаемся Богу, яко могущему премудро устроить все, нас касающееся, -и беду нашу, если полезно, сделать легкою […], и избавить нас от пагубной и разрушительной печали.

Не должно […] отчаиваться в спасении, имея матерь — покаяние. Не должно, возлюбленные, терять надежду на спасение, когда утешает нас такая матерь. Уловленных зверем вводило оно в рай к Богу, ужели отвратится от нас? Помиловало их, бывших вне Церкви, неужели не умилосердится к нам? Обращается с советами к неуверовавшим еще, ужели отвергнет нас, уже уверовавших?

…Нисшедший до самой глубины зол, не отчаивайся в своем спасении, но, помышляя о неизреченном человеколюбии Божием, внимай также Богу, говорящему чрез Пророка: неужели тот, кто упадет, не встанет, и кто совратился, не возвратится? (Иер. 8: 4)…

Господь да помилует, и да вразумит нас к душеполезному, и да избавит от всего зловредного, прежде же всего от самооправдания, и особенно от самомнения и самоверия, которые заставляют нас высказывать свои понятия и разумения так положительно и утвердительно, как бы действительно было так, что мы разумеем и понимаем паче* всех, могущих разумевати.

*Паче — больше

Если человек решится исправиться и начнет избегать всякого зла, вооружившись против него подвигами — плачем, сокрушением, воздыханиями, постом, бдениями, бедностью и многими к Богу молитвами, — то Господь по Своей благодати поможет ему и от всех душевных страстей избавит его.

И пришел ко мне глас от милосердного Господа: «Диавол никого не может ниспровергнуть. Такой власти он не имеет: потому что Я пришел, восприяв на Себя человечество, и стер в прах могущество его; но человек сам, своим похотением и сладострастием сокрушает себя и падает».

… Если скажешь врагу: «Удовольствиям твоим не служим и корню всех зол твоих не кланяемся!», если возведёшь очи горе, то Спаситель и ныне поборет пламень и ввергнувших тебя в огонь сожжёт, а тебе среди пещи пошлет облако и росу и дух… шумящь (ср.: Дан. 3: 50), так что огонь не коснется ни помыслов твоих, ни совести; только ты сам не сжигай себя.

Во время напастей не ищи помощи человеческой, не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога: по Его мановению, в свое время, придут люди и помогут тебе.

Услышьте и возвеселитесь, вы, бедные и убогие! — ибо по причине сего, вы — братья Богу; и хотя бы независимо от вашей воли вы были бедны и убоги, но тем, что будете терпеть и благодарить <Бога>, вы сделаете себе это благо добровольным. Услышьте, вы, богатые! — и возлюбите блаженнейшую бедность, дабы вам стать наследниками и братьями Христу, и <тем> более родными, чем поневоле бедствующие: ибо и Он добровольно ради нас бедствовал.

…Те, которые не связаны многоиманием, а довольствуются тем одним, что необходимо для поддержания жизни, нередко же и в этом терпят недостаток, — никакого не встречают препятствия, когда восхотят шествовать путем тесным и прискорбным: им нужно только приложить доброе произволение, чтоб тесное шествие их было богоугодным шествием, и продолжать его с терпением и благодарением, — и праведный Бог введет их в Царство Свое вечное и утешит всеблаженным в оном покоем.

Убойтесь все те из вас, кто обижает бедных. Вы имеете и силу, и богатство, и деньги, и благосклонность судей; но те имеют оружие, которое сильнее всего этого, — стоны и рыдания, и самые обиды, которые они терпят, потому что все это привлекает помощь с небес. Эти оружия разоряют дома, разрушают основания, уничтожают города, губят целые народы. Так велико у Бога попечение об обидимых.

Иногда бываем виновны и нас обличают в какой-нибудь досаде или в презрении к ближним, но мы […] смотрим только на свою правость и этим более отягощаем свою скорбь. […]Как бы то ни было, что бы кто ни делал нам зла, по вине или безвинно – они суть только орудия, употребляемые Богом к нашему наказанию, и могут только то сделать, что десница Всевышнего им попустит. Посему и должно подклонить себя под крепкую руку Божию, исповедать Ему, что достойны посланных наказаний и больше их достойны; но милость Божия щадит нас и ожидает нашего покаяния.

Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога. Будем долготерпеть друг другу, и Он подолготерпит грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Оставление прегрешений наших обретем в прощении братиям; ибо милость Божия к нам сокрыта в милостивости нашей к ближним.