Цитаты о духовной жизни (227)

Внутрьпребывание и сердечное уединение вы держите… Дай Господи и всегда хранить его вам. Тут главное дело. Когда сознание внутри, в сердце, — а там и Господь, — тогда они сочетаются, и дело спасения идет успешно. Ни помыслам неправым нет хода тогда, ни тем более чувствам и расположениям. Единое имя Господа разгоняет все чуждое и привлекает все сродное…

Как понимать выражение «сосредоточить ум в сердце»? Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце – значит установить внимание в сердце и умно зреть пред собой присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, наблюдая при этом, чтобы ничто постороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни.

Непрестанно подвизайся, чтобы тебе быть нескверным и непорочным Божиим храмом. Если украсишь храм свой Богу, то Сам Святый Бог даст тебе за него усладительный рай для упокоения твоего, за победу над страстями и нечистыми помыслами. Будь стражем святого храма твоего, чтобы он был благолепен, благоугоден Богу.

Где смирение, память о Боге с трезвением и вниманием и частая против врагов устремляемая молитва, — там место Божие, или сердечное небо, в котором полчище бесовское боится стоять ради того, что в месте сем обитает Бог.

Когда приблизится время воскреснуть в тебе духовному человеку, тогда возбуждается в тебе омертвение для всего, возгревается радость в душе твоей, […] и помыслы твои заключаются внутри тебя тою сладостию, какая в сердце твоём.

Приложи дверь к устам своим о Господе и «отврати очи» свои, «еже не видети суеты», и избежишь: пересудов – молчанием, соблазнов – хранением очей. А если не препобедим в себе этого, то, куда ни пойдем, в себе самих будем носить врагов своих.

И ночью и днем да обращается в устах твоих имя Господа, и будь заслажден* духовною солию. Если кто из новоначальных начнет говорить с тобою, и спросит о чем-либо, относящемся к душевной пользе, – отвечай ему. Если же заговорит о неполезном для души, – будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит.

*Заслаждать — подслащивать

Духовное рассуждение есть достояние совершенных христиан; участвуют в этом благе значительно преуспевшие в благочестивом подвиге; чуждо оно новоначальных и неопытных, хотя бы они были по телесному возрасту и старцы.

Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим немедленно вступает всем существом своим в область святой истины […] Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье.

Посему должно совершенно упразднить себя от внешних мятежей, произвести совершенное безмолвие в потаенной храмине советов сердца и потом приступить к созерцанию истины. Послушай исповедующегося во грехе, что он говорит: Смятеся от ярости око мое (Пс.6:8).

Духовная жизнь не в том состоит, чтобы видеть свои исправления, а в том, чтобы зреть свои согрешения; первое приводит к гордости, а последнее к смирению, от которого и добродетели бывают тверды, и не возвышаемся умом о них.

Когда человек во всем живет непорочно, когда единственное желание его – соединение с Господом в молитве и вообще в духовной жизни, он восклицает:«Когда же Ты, Господи, придешь ко мне?». Человек испытывает себя, следит за собой и видит, что непричастен он злым делам, и просит Господа прийти к нему.

При перемене состояния душевного не дивись, это необходимо. И греховность нашу показывает нам, и к бодрствованию побуждает, и к смирению приводит. Смущаться при том никак не должно, но укорять себя и смиряться. Иногда и за тщеславие или даже за мысленное только осуждение других отнимается теплота от сердца.

Духовная жизнь не безусловно подлежит влиянию внешней обстановки, и может цвести во всяком месте и при всяких положениях, ибо она вся во внутреннем строе, и перед внешним не преклоняет шею, а, напротив, властвует над ним и его направляет.