Цитаты о священниках (351)

В обращении с разными людьми нужно установить известный такт и не кривляться на разные манеры, но быть со всяким самостоятельным. Особенно это требуется от священника, который в обращении должен быть идеалом для всех – радушен, прост, но без всякого унижения.

Почему целуют руки священнослужителям? Руками Спасителя, и апостолов, и иереев совершаются чудеса в память события – тогда возложили руки на них и они приняли Духа Святого (Деян. 8:17). Многие таинства совершаются руками священников.

Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его был и недостоин.

Велико и весьма, до необъятности, неизмеримо достоинство священства. […] Слава Единому Благому, Который сообщает его ученикам Своим, через святой Новый Завет Свой, чтобы и они показали пример в возложении рук своих на достойных! Поэтому все почтим, все ублажим имеющих сан честного священства, в точности зная, что если кто любит друга царева, то несравненно более возлюбит его царь.

Он заботится и промышляет обо всех и о тебе, не оставляй же и ты его в нужде и помогай ему в том, чего требует, и уделяй ему то, в чем испытывает недостаток, дабы он имел время об общей пользе заботиться и промышлять.

Пастырь есть Божий посланник, который от Бога к тебе посылается, и возвещает тебе путь спасения, и зовет тебя именем Божиим в вечное его Царство. Потому почитай его, как посланника Божия, возвещающего тебе великие блага и к ним тебя зовущего. Кто принимает вас, принимает Меня (Мф. 10: 40), – говорит Господь.

Учатся пастыри, как с грешниками обращаться и всяким образом приводить их к покаянию, но в грехах их не участвовать. Пастырское дело – искать заблудших овец. И добрые лекари там чаще находятся, где больные лежат. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9: 12).

Если скажет кто, что пастырь худо живет и не делает того, чему учит, тому ответ: Что плохо живет и не делает того, чему учит, ты за него не будешь отвечать перед Богом, и потому что тебе до того, что он худо живет? – Он же за тебя ответ даст и истязан будет.

Священникам, принимающим исповедь: не судите по наружности, но судите судом праведным (Ин. 7:24) (ибо суд – дело Божие (Втор. 1:17)). Не будем наклонять по произволу весы Божии; будем судьями праведными, не снисходя без меры человеческим немощам и не отверзая двери ожесточению и отчаянию излишнею строгостию.

Если неразумные овцы по инстинкту чуют, каков у них пастух, тем более словесные, разумные овцы имеют чутье, и самое тонкое, каков у них пастырь! Не обманешь их. Пастыри! Осторожнее ведите себя в глазах овец своих: они вас понимают.

Может быть, кому-то не нравится проповедник, что некрасиво говорит? К такому обращаюсь я, что повеление Божие к проповедникам не в том состоит, дабы они проповедью Своею забавляли и увеселяли своих слушателей, но чтобы пользовали и врачевали их греховные раны…

Неискусный врач больше навредит, чем уврачует, и неопытный кормчий скорее приведет корабль к потоплению, чем направит его к пристанищу. Подобно тому и неискусный пастырь скорее послужит во вред своему стаду, чем на пользу. И горе такому пастырю!

Горе пастырю, который ищет только своей выгоды, пасет только себя, а об овцах нерадит. Такой пастырь подобен идолу, ибо именно такому пастырю Бог говорит в пророчестве Захариином: Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! (Зах. 11:17).

Пастырю предстоит немалый труд: труд в отыскании заблудшего, труд в поднятии павшего, труд в уврачевании уязвленного, труд в ношении немощей и бремени обремененного, труд в том, чтобы исторгнуть похищенную волком овцу из самых зубов звериных и представить ее в целости Христу…

Будь Ангелом по жизни – и все будут с удовольствием, сладостно слушать твои слова и творить то, что ты повелеваешь, имея перед собой образ твоей жизни. И ты не сможешь упасти вверенное тебе стадо и наставить его на путь спасения, если сам первым не будешь идти по пути спасения.

Сначала сделай сам, и тогда сможешь научить других, ибо глас дела действеннее, чем глас слова: слово слышно только предстоящим, а дело проповедуется до концов земных. Поэтому пастырю необходимо вместе с учительством иметь и добродетельную жизнь…

Пастырь должен быть не только разумным, искусным и учительным в Божественном Писании, но добродетельным и святым по жизни, ибо учить словесных овец подобает не только словом, но и образом доброй жизни в Боге. […] Ибо вместе со словом должна быть и жизнь, чтобы жизнь пастыря согласовалась с учительными словами, исходящими из его уст, чтобы пастырь сам делал то, чему учит других…

…Святителю подобает иметь вместе и слово, и житие, чтобы быть для взирающих на него светлым образом, подобно солнцу, сияющему на небе. Солнце освещает с небесной высоты мир лучами своими, а архиерей светит пастве своей образом добрых дел.

Не для того нужно быть архиереем, чтобы величаться и важничать, будучи почитаемым всеми, а для того, чтобы всегда и нелицемерно являть собой образ Христова смирения, чтобы быть поборником истины, не обижаясь, не взирая на лица, всегда быть готовым положить душу свою за Христа и Христову Церковь.

…Важно, чтобы сами пастыри не снижали предъявляемых к себе требований. Носитель священного сана призван на деле, бытием своим явить пасомым живой пример нестяжания, смирения, послушания, жизнь его должна стать воплощением аскетического и молитвенного подвига. Да не поругана будет заповедь, начертанная на оборотной стороне наперсного иерейского креста: Образ буди верным…

Новиков Н. М., писатель, миссионерВсе цитаты автораИсточник