Цитаты о земной жизни (312)

Невозможно человеку, живущему в мире сем, от всех бед освободиться. Бывает, что от одной освободился беды, так другая встречает его. Как мореплаватели всегда ожидают непогоды и бури, так и живущему в мире сем всегда надо ожидать беды и напасти. Одна беда прошла, тут нечаянно и другая наступает – мир без того не бывает.

Знай, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим: не всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры и бури, и сверх того неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению.

Мы все путаемся на том, нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства.

Хочешь наследовать жизнь вечную, и говоришь: как буду презирать для нее настоящую? Ужели можно это срав­нивать? Хочешь получить одежду царскую, и говоришь: как презреть рубище? Ожидаешь, что тебя введут в дом царя, и го­воришь: как презреть настоящую бедную хижину? Подлинно, мы виновны во всем, потому что не хотим сколько-нибудь воз­будить себя.

Мне случилось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или, по крайней мере, извинительно, а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче не всегда одобрительно.

Ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Святом Писании сказано: На всяком месте владичество Его (Пс. 102: 22), т.е. Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души.

Знай, что на всяком месте можно благоугождать Богу исполнением святых и животворных Его заповедей, потому-то и говорится иногда, что не место спасает человека, хотя удобное место подает много удобств к тому…

Впрочем, надобно знать, что только в Царствии Небесном будет совершенно покойно. А на земле, сказал Господь, будете иметь скорбь (Ин. 16: 33). Да и люди глаголят: «Там хорошо, где нас нет». Поэтому всегда заканчивают словами: «Как ни прикинь – все выходит клин».

Делай всегда благое, день ото дня преуспевай, ибо ныне время делания, тогда же – возмездия, ныне время труда, тогда же – покоя, ныне – скорби и терпения, тогда же – венчания и почести, ныне – плача и сетования, тогда же – радости и веселья…

Человек должен постоянно помнить, что Господь назначил ему в поте лица снедать не только вещественный, но и духовный хлеб свой; человек должен непрестанно помнить, что он на земле во временном изгнании, что он – земля, что он должен возвратиться в землю, из которой он создан, об этом все на земле непрестанно напоминает ему.

Поэтому не радуйся ни о чем временном в плачевном веке сем, ибо все в нем непостоянно и превратно, все в нем ложно и переменно. Но если хочешь радоваться, о Господе едином радуйся. Если хочешь утешаться, о Господе едином утешайся, ибо плотская радость вскоре погибает, радость же о Господе пребывает вовеки.

Как воскресение христианской души из греховной смерти совершается во время земного ее странствования: точно так таинственно совершается здесь, на земле, ее истязание воздушными властями, ее пленение ими или освобождение от них: при шествии чрез воздух эти свобода и плен только обнаруживаются.

Век сей – не покой и почивание, но борьба и рать, торжище, купля, училище и морское плавание. Не бывает мира во время рати и борьбы, нет и покоя в училище и на торжище, не бывает и в плавании морском беспечалия.

Каждый день влечет с собой изменение: если сегодня ты радостен, завтра ожидай печали; если сегодня здоров, завтра ожидай болезни; если сегодня жив, завтра ожидай умереть. Ибо не всегда ты будешь в таком же положении, в каком находишься сегодня, но каждый день ожидай внезапного изменения.

Злохитростен мир сей и его почитания: когда человек в благоденствии, все почитают и славят его, а когда в презрении, все отвращаются. Когда в благополучии, то множество друзей и ласкателей, а когда в злострадании, все далеко отстоят.

Мир ежедневно готовит и предлагает каждому ядовитое напутие, годное только для идущих в геенну. Блажен, кто не заимствуется им, а, напротив того, вместо этого худого напутия берет себе доброе в такой путь, с которого нет уже возврата.

Мир сей спешит к своему концу и нас понуждает спешить, чтобы дать место другому непреходящему миру. В течении своем ежедневно нас обманывает он своей привлекательностью, представляет нам множество забав и до того обольщает, что почитаем его непреходящим.

Волнуется и мятется беззаконие, совершаемое в мире – этом жилище скорбей. Сильнее волн свирепеют в мире распаленные похоти, тенета и сети окутывают тех, которые служат ему; грехи и беззакония – вот их лукавые бремена. Но для добродетельных приближается время, когда корабль их упокоится в пристани.