Цитаты о Царстве Божием (92)

Вещественная клеть затворяет одного человека, в ней безмолвствующего; а внутренняя – духовная клеть вмещает в себе Бога и все небесное Царство, как Сам Христос говорит в Евангелии: Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). В словах св. Макария Египетского это изъясняется так: «Сердце – сосуд мал есть, но в нем вмещаемы бывают вся вещи, тамо Бог, тамо Ангелы, тамо живот и царство, тамо небесныи градове, тамо сокровища благодати».

Отличительная черта состояния, когда раскрывается Царствие Божие внутрь, или, что то же, когда затепливается неотходный духовный огнь в сердце из отношения к Богу, есть внутрьпребывание. Сознание все сосредотачивается в сердце и стоит пред лицем Господа, изливая пред Ним свои чувства, более же всего болезненно припадая к Нему в смиренных чувствах покаяния, с соприсущею готовностию весь живот свой посвящать на служение Ему Единому.

Постарайся войти во внутреннюю сокровищницу свою и узришь сокровищницу небесную. Ибо и та, и эта суть одно; и одним входом ты видишь обе. Лествица в Царство скрыта внутри тебя, то есть в твоей душе. Омой себя от греха и найдешь там ступени восхождения, по которым можешь войти в него.

Если можно было бы получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига в прочих добродетелях, то для чего попускал Бог святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил всем жить в своеволии и роскоши?

Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатию Пресвятаго Духа. Бог был в единении с нами от начала создания Адама; но когда праотец наш прельстился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с тем от нас и Царствие Его.

Знамение же и доказательство, показывающее, что Царствие Небесное истинно есть внутрь нас, есть следующее: если мы не похотствуем никаких привременных благ мира сего, ни богатства, ни славы, ни удовольствий и никакого мирского или плотского услаждения, но удаляемся от всего этого. […] А кто не отвращается от всего этого, но имеет пристрастие к чему-либо из того, о чем мы сказали, тот не видел Царствия Небесного, ни обонял, ни вкушал сладости и благоухания его.

Пусть будет возможно тебе одному стать царем всей земли, — одному овладеть всеми сокровищами вселенной. […] Если предоставят тебе выбор; ужели на сие царство променяешь ты Царство истинное, постоянное, вовсе не имеющее в себе ничего преходящего и разрушаемого.

…Если хочешь восхитить Царствие Божие, употреби принуждение, подклони выю* свою под иго служения Христова, стяни ярем** на вые своей; пусть гнетет он выю твою; истончай ее трудом добродетелей, в постах, в бдениях, в послушании, в безмолвии, в псалмопениях, в молитвах, в слезах, в рукоделии, в перенесении всякой скорби, наносимой тебе демонами и людьми.

*Выя — шея

**Ярем — хомут, ярмо

Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь научил нас: Отче наш, да приидет Царствие Твое (Лк. 11:2). И оно приидет, если будем о сем просить.

<Христос> не только ввел разбойника <в рай>, но ввел прежде всех, даже прежде апостолов, — чтобы никто после этого не отрицал входа <в рай>, не отчаивался в своем спасении, видя, что сделавший бесчисленные грехи обитает в Царских Чертогах.

…Те, которые умирают, прежде чем стяжут Царствие Небесное, где и когда они обретут его, когда отходят туда, где всегдашняя тьма? Итак, здесь в сей жизни повелено нам взыскать его и обрести, толкая в двери его посредством покаяния и слез.

Тогда праведники,– говорит Писание,– воссияют, как солнце (Мф. 13: 43) и разумные будут сиять, как светила на тверди (Дан. 12: 3). И Бог, предвидев человеческое неверие, малейшим светлячкам даровал способность летом светиться, чтобы люди, судя по тому, что видят, верили тому, чего ожидают. Тот, Который дает немного, может подать и все; Тот, Кто сотворил светлячка, тем более просветит праведного человека.

И грех, и смерть отъял от смертных Господь всяческих, и род человеческий не работает уже державе смерти. И вот, доказательство этому представлено на земле во святых, а вечность подтвердит сие покоем, исполненным блаженства.

…Если душа не восчувствует, что Царствие Божие пришло в нее и воцарилось в ней, нет ей надежды спасения. Душе царствуемой надлежит знать благодать и воздействие царствующего в ней Божества: ибо где присущ царь, там должны быть явны и знамения его присутствия […]: кротость, правота, истина, смиренномудрие, благостыня, правда и всякое благоговеинство, и еще — незлобие, человеколюбие, сострадание, любовь нелицемерная, долготерпение, постоянство, благодушие.

…Тому, тело которого стало храмом Божиим по причине духа и в котором обитает Дух Божий, — необходимо быть чистым или, по крайней мере, укрощать себя, и таким образом постоянно пребывать незапятнанным, удерживая проявляющиеся страсти, и — проявлять старание для стяжания святости и целомудрия и бежания от всякого блуда и нечистоты; дабы всем нам с веселием вечно пребывать с Нетленным Женихом в чистых Брачных Чертогах…

А приобретающий блага небесные в след за тем присовокупляет: мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое (Пс.72:28), показывая, что, некоторым образом, тот входит в единение с Богом, кто прилепляется к Нему упованием и делается с Ним едино.

Худое стяжание — сребролюбие, поэтому погубим его; худой запас — злопамятство, поэтому отбросим его; пагубное приобретение — невоздержное похотение, им-то более, нежели чем другим, обнищаем, чтобы такою нищетою приобрести себе Царство: ибо блажени нищии духом (Мф.5:3), т.е. обедневшие таким богатством.

Довольно служили мы лукавому; теперь начнем работать Господу нашему, пока отверста еще для нас дверь щедрот Его. Ибо в одно мгновение отвсюду заключено будет Царство, и готовые соберутся во Царствии, а кто останется вне, тот будет каяться вечно.