Цитаты о Церкви (61)

Как понимать выражение Мать-Церковь?

1. Как мать рождает детей в жизнь временную, земную, так и Мать-Церковь духовно рождает в Таинстве Крещения своих детей – христиан.
2. Как мать питает их молоком, так и Церковь питает христиан Святыми Дарами, «лекарством бессмертия» в жизнь вечную.
3. Как мать воспитывает детей, так и Церковь научает христиан надмирным истинам и жизни духовной.
4. Как мать заботится о детях, так и Церковь защищает и укрепляет нас при содействии Божественной благодати.
5. Как мать молится о детях, так и Церковь не оставляет молитвы о детях, как в этом мире, так и в мире загробном.
6. Как мать стремится сделать своих чад счастливыми, так и Церковь ставит целью привести своих детей к вечному блаженству в Царствии Божьем.

Церковь – это драгоценнейший бисер, столь дорогой бисер, что за него отдал Свою душу Сын Божий, Который, положив душу Свою за Церковь, восхотел быть ее Главой. Глава Церкви – Христос, и Он купил Себе эту власть над Церковью ценой души Своей. Отсюда можно уразуметь драгоценность бисера – Церкви.

Церковь святая, как нива пшеничная: она имеет и пшеницу, и плевелы, но и то, и другое – только до жатвы. В Церкви святой, значит, есть и добрые, и злые, есть и праведники, и грешные, есть и овцы, и козлы. Церковь, как мать: она питает и согревает не только своих добрых чад, но и злых, – добрых любя, а злых терпя и милосердствуя о них.

Христова Церковь на земле есть как бы небо, ибо как на небе живет Бог, окружаемый Ангелами, так и на земле Он живет в Церкви Своей, прославляемый людьми, как говорит Давид: Господь во храме святом Своем. Бог посреди людей Своих; хвала Ему в собрании преподобных (Пс. 10:4, 149:1).

Христос является в единстве между нами, в Своей любви, в Церкви. Церковь – это не один я, мое эго, а все мы вместе. Церковь – это все мы. В тело Церкви включаются все. Все мы едины, а Христос – глава. Едино тело, тело Христово: И вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор. 12: 27).

Христос соединил тело Церкви с небом и землей, с ангелами, с людьми и со всем творением, со всей тварью Божией, с животными и птицами, с каждым, даже самым маленьким, полевым цветком, с каждым насекомым. Церковь, таким образом, стала полнотой Наполняющего все во всём (Еф. 1:23), то есть Христа.

В наше время мысленной путаницы мы оставили святоотеческие книги и взяли журналы, которые вносят еще большую путаницу. Большинство из нас оставили Святое Евангелие и бросились править кормилом: опытные и неопытные – поэтому и бедствует в морских штормах святое судно – наша Церковь.

Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходит от того, что люди живут вне Церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в Церковь. Войдите в Церковь, примите весь чин церковной жизни, и тогда трудности разрешатся сами собой.

священник Александр ЕльчаниновВсе цитаты автораИсточник

Время наступает наисмутнейшее, враг раскачивает и старается низложить Церковь. В клир вошло много совсем нецерковных людей и даже неверующих, и они делают своё дело. Ну а с нами Бог, и нам надлежит делать дело Божие.

Слава Богу, что познал ты или познаешь истину, а где она находится? Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6), так как Он и уполномочил Церковь, и Сам ей основание и глава, и потому святой апостол пишет: Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Вот где надо искать истины: в учении Святой Соборной и Апостольской Православной Христовой Церкви, свято чтить и повиноваться ее уставам и чиноположениям, ибо Господь утвердительно заповедал: Если кто Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:17)…

Часто […] я слышу жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, […] что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врага, и страшно за нее становится, что одолевают ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: – Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь. Она не погибнет, врата ада не одолеют ее до самого Страшного Суда. За нее не беспокойтесь, а вот за себя бояться надо,

Ты скорбишь о беспорядочной службе церковной. Конечно, скорбно видеть это, ибо для нас первое утешение – чинное славословие Божие. […] А как не в твоей воле состоят ваши беспорядки, то ты и предоставь это воле Божией. Он Сам попечется утешить богособранное стадо Свое. […] Как идет, так пусть и идет, а ты не входи, ибо тебе не поручено наблюдать за порядком. Лучше дома прочти кафизму благоговейно, а церкви не удаляйся, ибо одно «Господи, помилуй!» соборное Богу приятнее.

Несется Святая Церковь по волнам житейского моря и пребывает превыше волн его Божественным учением, содержа в недре своем истинное богопознание, истинное познание о человеке, о добре и зле, о мире вещественном и временном, о мире духовном и вечном. Все истинные христиане по всей вселенной принадлежат единой истинной Церкви и, содержа ее учение в полноте и чистоте, составляют то собрание кораблей, которое проплывает житейское море, не погружаясь в темных глубинах его.

Господь повелел слушать учителей и пастырей Церкви, чрез Апостолов поставленных и рукоположенных, которых лествица нисходит даже и до нашего времени и будет нисходить до скончания века. А кто не послушает ее – буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф.18:17), и ко Апостолам сказал: слушаяй вас, Мене слушает; и отметаяйся вас, Мене отметается; вот как важно повиновение Святой Церкви, догматам ее и учению, которые и утверждены .

Называется Церковь невестой Христовой. Так называет ее апостол: Я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2Кор.11:2; Ис.62:5; Ос.2:19–20; Еф.5:32; Апок.19:7; Пс.44:11–12). Обручители ее – пророки и апостолы.

Пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю, Он <Христос> не уничтожил волнения, но избавил ее среди волнения, не утишил море, но обезопасил корабль, так как везде восставали народы, подобно яростным волнам, и злые духи нападали на нее, как буйные ветры, и со всех сторон поднималась буря, Он доставлял Церкви великую тишину…

…Как кости собственною твердостью ограждают мягкость плоти, так и в Церкви есть члены, которые по своей твердости могут носить на себе недостатки немощных. И как кости соединяются между собою в состав сросшимися жилами и связями, так и союз любви и мира может производить в Церкви Божией какое-то сращение и соединение костей духовных.

Как ковчег спасал среди моря бывших внутри его, так и Церковь спасает всех блуждающих; но ковчег только спасал, а Церковь делает нечто большее, например, ковчег принял в себя бессловесных, — и спас их бессловесными; Церковь приняла неразумных людей и не только спасает их, но и преобразует; ковчег принял ворона и выпустил ворона; Церковь принимает ворона, а выпускает его голубем; принимает волка, а выпускает его овцой.

Таково величие Церкви: когда нападают на нее, она побеждает; когда злоумышляют против нее, она преодолевает; притесняемая, она прославляется; получает раны — и не изнемогает, среди ярости волн не утопает, в порывах бури не терпит кораблекрушения, в борьбе неодолима, в сражении непобедима.

…Духовный рай есть Церковь, в ней древо жизни святый жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец, и все единогласно взывайте: хвата Благому, Который по любви Своей раздробил нам Тело Свое, чтобы насладились мы им!….

Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошений, также для убеждения и утешения своего духа.

Церковь Божия есть духовное торжище и вместе врачебница душ: следовательно, мы должны, подобно пришедшим на торжище, собрать в ней много добра и с ним-то возвратиться домой; должны, подобно входящим в лечебницу, взять здесь приличные болезням нашим врачевства и с ними уже выйти отсюда.

Ничто так не делает нашей жизни радостною, как веселие в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в Церкви веселие для скорбящих, в Церкви успокоение для изнуренных, в Церкви отдохновение для утружденных.

…Церковь подвергалась нападениям, но не была одолена, напротив того, оказалась восторжествовавшею над покушавшимися ее уничтожить. Итак, чему же дивиться, если и святые терпят здесь нападения? Сии брани делают их победы славнейшими и добычи – досточестнейшими.

Церковь — не зрелище, чтобы в ней слушать нам для одного удовольствия; из нее выходить должно с назиданием, с каким-нибудь важным приобретением… Напрасно и попусту приходим сюда, если только на время получив наставление, выйдем без всякой от него пользы.