Милосердие Божие (237)

Садовник срезает ветви, чтобы дерево быстрее росло и лучше плодоносило. Если он превысит меру и срежет лишнее, дерево засохнет. Верь, что твое страдание никогда не может превзойти меры. Бог наблюдает за каждым человеком заботливее и милосерднее любого садовника.

Если есть у кого богатство в руках и достаток, то не полновластный он господин сего, а только приставник, потому что и сам получил сие от другого и опять после него перейдет сие в наследство другому по повелению Создателя. А потому надлежит исповедовать милость Давшего.

Брат спросил авву Антония; что делать мне, чтобы обрести милосердие у Бога? Святой старец отвечал ему: «Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был,имей Бога перед очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было».

Это главное иным доставалось скоро и легко. Милость Божия! Как глубоко потрясал их страх Божий, как скоро оживала совесть во всей своей силе, как стремительно возжигалась ревность – держать себя пред Господом чисто и непорочно, как скоро труд богоугождения раздувал этот огонек и превращал его в пламень! Это серафимские души, пламенные, быстродвижные, многодеятельные.

Надлежит тебе иметь живую и теплую веру, что Бог по великой милости Своей и по множеству щедрот Своих, Сам желает и готов подать тебе все, потребное для твоего Ему достодолжного служения, и всякое благо потребное для тебя. Такая вера и такое упование будут в тебе сосудом, который беспредельное милосердие Божие и наполнит сокровищами Своих благодатей.

Прибегай под кров милосердия Божия; однако же не позволяй себе чаять его, как какого воздаяния тебе за многие и великие брани, выдержанные тобой, и победы, одержанные в них. Стой всегда в спасительном страхе, исповедуя искренно, что все твои рвения, усилия и подвиги были бы тщетны и бесплодны, если бы Бог не взял их под крыло благоволения Своего, не посодействовал им и не действовал в них. На сие милостивое благоволение Божие и теперь возложи все упование свое.

… Когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы. Но не должно смешивать желание молиться, которое внушает Господь, с желанием (которое рождается) по пристрастию к тому, о ком молишься. Когда молитва идет от чистой скорби о живом или умершем, то в ней нет пристрастия. Душа в этой молитве скорбит о нем и усердно молится, и это есть признак милости Божией.

Ты пишешь, что выше сил твоих скорбь твоя и ты не можешь понести ее, это правда. Но зачем же забываешь слова Спасителя нашего Иисуса Христа. Невозможное человекам, – говорит Он, – возможно Богу (Лк. 18: 27); без Меня, – говорит Он еще, – не можете делать ничего (Ин. 15: 5). Так, действительно, и бывает. Когда человек оставляется самому себе, то никакой скорби понести не может: все выше силы его, – а когда получит помощь от Бога, то скорби делаются удобоносимыми и даже незаметными.

Как только хочешь начинать что-нибудь делать, вспомни, что Бог с тобою и уже знает твою мысль. И рассуди, согласно ли воле и закону Божию твое начинание или противоположно. Если согласно, то призови Его на помощь, помолись: «Господи, благослови и помоги»,– и начинай, и делай. Если ясно видишь, что дело твое Ему противно, то удержись и тоже помолись Ему: «Господи, помоги мне». Бог же, видя твое желание добра и отвращение от зла, и страдание, подаст руку Своей помощи.

Прибежище и помощник христианам есть Бог, как они с Псалмопевцем поют: Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас. И Сам Он повелевает рабам Своим христианам призывать Его в день скорби их: Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя; и ты прославишь Меня (Пс.49:15). И Бог есть христианам Отец, потому они к Богу, как дети к отцу своему, во всяких нуждах и скорбях прибегают.

Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости. Так думать и так говорить нехорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, т.е. в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную. Мужайся, и крепись, и уповай на помощь и милость Божию.

Всякий человек имеет нужду в великой помощи, потому что, по немощи, естественно в нем находящейся, с ним встречается много горестного и трудного. Посему, ища убежища от всех бедствий, как бы удаляясь в безопасное место или, по причине неприятельского нашествия, укрываясь на какой-то острой вершине горы, окруженной крепкою стеною, прибегает он к Богу, только пребывание в Нем признавая для себя успокоением.

Во всех… делах требуется человеку помощь Божия… Если Господь не построит дома, напрасно трудятся строители. Это значит: если Господь не благословит, то напрасны будут труды, напрасно бодрствует страж (Пс. 126: 1) и ничего не устережет и напрасно человек тот будет рано вставать: не пойдут дела его без благословения Божия.

Тебя устрашило слово: «истязан будешь в день судный»[…], а за обеты, данные в крещении неужели не будем истязаны в день судный? Ежели не было покаяния и надежды на милосердие Божие, то конечно надо бы упасть духом; а как мы находимся в борьбе страстей, падаем и восстаем, и приходим во смирение, то и надеемся на милость Божию, а не на наши дела.

Как скоро взор Твой, Господи всяческих, обращается на мглу грехов моих, она исчезает передо мною, и беспрепятственно, со всею ревностию, начинаю ходить путем заповедей Твоих, укрепляясь надеждою на Тебя и освободясь от мрака заблуждений.

Если не опустительно и со всею рачительностью* будем делать все, что от нас зависит, то должно нам тогда призывать на помощь Божию силу. Она придет и всеми способами доставит победу. Если же не сделано нами ничего должного, то напрасно наше призывание.

*Рачительность — старание

Нужно и самим не унывать и не лениться, но трезвиться и бодрствовать, как святой Петр увещевает: Трезвитесь, бодрствуйте (1Пет. 5: 8). Христос помогает труждающимся, а не лежащим и спящим; и брань требует подвига. Поэтому ленивый и сонливый напрасно надеется на Помощника Христа.

Помощь Божия приходит сама в крайних обстоятельствах, а именно, когда человек погибает, а обычно благодать и помощь Божия испрашивается смиренной усердной молитвой. А усердие приходит тогда, когда человек себя понудит.