Праведность (98)

Райская дверь сама собой отверзется для праведных, как скоро приблизятся они к ней. С честью встретит их стерегущий ее Херувим, ударяя в струны цевницы. Узрят они Жениха, Который явится и с победной песнью придет от востока. Он даст им крылья, чтобы могли немедленно лететь на воздусех и поклониться Ему.

Если кто согрешил и сейчас же искренно покаялся, то не дерзай называть его грешником. Он – праведник, ибо встает, встает тотчас после падения, встает с плачем и рыданием перед Богом, встает и снова изгоняет из своей души грех, как непотребного гостя.

Праведник седмижды падает на день (Притч.24:16), но не отчаивается; а принеся покаяние, пользуется душеспасительными уроками и мыслит, как бы впредь избежать падения, зная, что грешить свойственно человеку и что враг ни минуты не дремлет.

Когда разрешим сердца наши от всякаго союза неправды и от сплетения воспринятых памятию обид, дабы благодетельствовать ближнему от всея души, тогда просветимся светом божественнаго ведения, избавимся мерзких возмущений, исполнимся всякой добродетели, будем блистать славою Божиею и освободимся от всякаго неразумия; в молитве скоро будем услышаны, будем иметь непрестанно с собою Бога, и всякое желание наше будет Им услышано.

Святое подвижничество (с рассуждением) вместе с великим самоотречением, которое рождается от великой веры и сильной любви к Богу, приносит человеку подлинную радость в его жизни, и он радуется тому, что живет, потому что его сердце летает, как на крыльях, славословя благодетеля Бога, а также тому, что умрет, потому что опять пойдет к Богу и там будет продолжать свое славословие.

У праведника есть щит веры, а щит лукавого – щит неверия. У одного меч слова, у другого – меч бессловесия; один обезопасил себя броней правды, другой покрыт броней неправды; главу одного сгнетает шлем спасения, на голове другого – шлем погибели.

Не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: отдай мне «ныне», а Богу отдашь «завтра». Нет, нет; все часы жизни твоей проводи так, чтоб это было благоугодно Богу, содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого и что за каждую минуту сего часа ты должен будешь отдать самый подробный отчет. […] Считай потерянным тот день, в который хоть и делал добрые дела, но не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий.

Пищу употребляйте, во славу Божию, могущую укреплять ваш телесный состав, положенную уставом Церкви […] ; не слушайте советующих вам противное – удаляться пищи и пития. Мы должны быть, по учению св. отцов, не телоубийцами – но страстоубийцами, то есть, истреблять в себе страсти: гордости и тщеславия, плотских похотей, сребролюбия, гнева, зависти и злопомнения обид ближних и проч.; a насаждать в себе: любовь, кротость, смирение, милость, терпение и прочие христианские добродетели, молитвою укрепляемые.