Промысл Божий (445)

Примечай Промысл Божий и в посещении тебя гостями: они приходят ни реже, ни чаще как столько, сколько нужно для испытания твоей добродетели гостеприимства и для испытания, насколько ты привязан к земному.

Божии слова не тщетны, праздны и суетны, но истинны. Что обещает, то непременно будет, и чем грозит, то последует нераскаянным и ожесточенным. Ибо на то и суд Страшный в Писании Своем объявил, чтобы люди каялись и, покаявшись, избежали страшного предречения.

Самого диавола попускает Создатель наш на пользу нашу. И настолько попускает, насколько полезно нам, и настолько этот враг искушает нас, насколько полезно нам. Как полезно? Возбуждает нас от лености, побуждает к молитве.

Когда телесное добро отнимает Бог, не все отнимает, но оставляет некоторое, смотря на силу духа нашего. Ибо ведает премудрый и преблагой Создатель наш немощь нашу, а потому когда одного лишает нас, другое оставляет, чтобы смогли искушение понести без изнеможения, и притом искушаемым руку помощи подает. Так, когда отнимает богатство, оставляет здоровье; отнимая здоровье, оставляет другое какое-либо утешение.

Что нам кажется неблагополучием, то для нас истинное, прямое и какого должно желать благополучие. Плоти нашей беда, но духу счастье; плоти изнеможение, но духу подкрепление; плоть увядает, но дух процветает. Беды и наказания – как посланники Божии, которые возвещают нам, благодарно терпящим их, последующую Божию благодать.

…Когда подает нам благополучие преблагой Бог и тем нас к Себе привлекает, то растленное наше естество этим превозносится более, нежели к любви Божией побуждается. Поэтому отеческий Божий промысел попущением бед смиряет нас и тем исправляет.

Когда отнимает Бог добро телесное от нас, хочет подать добро душевное. Когда отнимает богатство телесное, хочет подать душевное; когда отнимает здоровье телесное, хочет подать здоровье душевное; когда лишает славы временной, хочет подать славу вечную. А делает так потому, что, знать, усмотрел, что добро телесное с душевным не может в нас поместиться.

…Не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы, счастливы мы или несчастны, тем и другим приготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни. Так и старайтесь относиться к вашему положению, чтобы не выступать из круга намерений Божиих, с какими Он устрояет быт каждого на земле.

В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: «Со святыми упокой».

Попустил Господь первоверховным апостолам одному – отречение, а другому – неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом. Так, думаю, и теперь по пущает Господь болезнь начальственным лицам, чтобы снисходили к подчиненным немощствующим и болезненным. А то здоровые телом начальники часто не верят подчиненным, когда они ему объясняют какую-либо немощь телесную или болезнь.

Прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: Не мир пришел Я принести на землю, но меч (Мф. 10:34).

Господь, утвердивший вселенную, которая не подвигнется (1Пар. 16:30), утвердил в ней и град Церкви, которого и врата ада, то есть вся сила демонская и воинство его, еретики и язычники, одолеть не могут (Мф. 16:18). Ибо Премудрейший Архитектор небесных кругов основал ее не на слабом песке, который размывается водным течением и поставленные на нем здания разрушаются ветром и бурей, а на твердом камне.

Мы и сами не так хорошо знаем, что для нас полезно, как Он знает, и не столько сами мы заботимся о себе, сколько Он печется о нашем спасении, и все творит и совершает так, чтобы только вести нас к добродетели и исхитить из рук дьявола.

Воистину всуе мятется всякий живущий человек, ища покоя в вещах земных и тленных, но никогда не найдет его. Поэтому Господь, милуя и щадя Свое создание, предузрев лучшее о нас, умышленно сократил эту нашу жизнь, чтобы недолго мы всуе трудились и бессловесно заботились о мимотекущих вещах…

Господь наш взошел на небо, чтобы оттуда лучами Своей благодати растопить лед наших замерзших душ, согреть наши сердца и сделать их плодоносными, подобно земле, чтобы мы оказались пред Ним не бесплодными, но произрастили бы в себе духовные плоды…

Чадолюбец бьет нас печалями, чтобы мы знали, что Он есть над нами, чтобы боялись Его, и кротко, с благоговением ходили пред Ним, храня Его повеления. Итак, не печалься сильно, христолюбец, видя попущенную Богом на время скорбь ради твоей же пользы, но принимай все с благодарностью и говори евангельски: ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф. 11:26).

Господь, как Всеведущий, милуя и щадя Свое создание, каждому устраивая полезное, не всегда все дает тебе по воле твоей, но много раз пресекает и возбраняет, как Сам знает, для твоего же вразумления, чтобы ты познал свою немощь, чтобы пребыл смиренным, кротким, терпеливым, а не малодушным, чтобы все ты предоставлял воле Господней…