Промысл Божий (441)

…Не смущайтесь вы и не испытывайте, почему случается не то, чего хочется, а то, чего никогда бы не хотелось; ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее – здоровье или нездоровье. А наш долг с детской покорностью всё принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое…

прп. Антоний Оптинский (Путилов)Все цитаты автораИсточник

Напрасно ты думаешь, что богатство, или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагой Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие.

Не всех Бог спасает разумом, но многих простотой. Никто не одобрит невежества, но если выставить на вид весь вред вольномыслия, роскоши и прочего, происходящий от мнимой образованности и ложного просвещения, то явится недоумение о том, нужно ли спешить без разбора образовывать всех.

Какому пленнику делается такая милость, какая сделана мне, т. е. или добровольно оставаться в неволе, или, если угодно, стать свободным. Бог предоставил тебе на выбор то и другое — или по воле своей налагать на себя раны, или по своей же свободе уврачеваться от ран.

Ты скажешь: я человек, почтенный свободою. Ты почтен не для того, чтобы употреблять свободу на прекословие, а для того, чтобы употреблять эту честь на послушание Почтившему. Бог почтил тебя не для того, чтобы ты оскорблял Его, но чтобы прославлял.

Жаль очень, что у них [родных] нет религии, а без оной доброта фальшивая. Ты никакой не в силах сделать в этом деле помощи, предоставь это Промыслу Божию, могущему обратить их на истинный путь. Пекись о своем спасении и молись о них Господу просто: «Помилуй их, Господи».

Когда будем при всех своих начинаниях вещи и дела относить не к своему искусству мнимому, но к содействующему всемогущему Промыслу Божию, то невидимо и нечувствительно Всемогий Господь благопоспешит во всем и устроит.

Должно быть, Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то посылает кому здоровье, а кому и нездоровье. За все же слава и благодарение милосердому Господу, Который не по беззакониям нашим творит с нами и не по грехам нашим воздает нам, но если и наказывает нас, то с пощадением.

Любодействует око, если смотрит нецеломудренно… Когда око взирает на не принадлежащее человеку и вожделевает того, тогда оно прелюбодействует пред Богом и ведет себя непотребно, по своим похотям. Око устроено в теле созерцать Божии дела, исполняться удивлением и препровождать оное в область сердца.

Сердечно сожалею о болезни матери О., а паче* о ее малодушии; где ж вера? Промысл Божий так устроил, надо смиренно повиноваться и в терпении и принимать с благодарением, ибо если внешний наш человек и тлеет, то внутренний… обновляется (2Кор.4:16).

*Паче — особенно

Жаль, что сестра твоя N., по видимому, так неблаговременно заболела чахоткой. Но Бог лучше нашего знает, что кому и когда полезнее. Мы любим друг друга по человечески, а Бог милует нас как Бог Всеблагой и промышляет всячески о пользе нашей душевной. В этой болезни вообще люди получают мирную и христианскую кончину, потому много о сестре и не заботься.

…До того, как нас создать, Творец наш составил весь этот мир ради нашего тела, произвел из ничего. Для улучшения же нравов и руководства в добродетели чего только не сделал любящий добродетель Владыка? Самый весь этот чувственный мир является как бы каким-то зеркалом того, что находится сверх мира, дабы чрез духовное созерцание сего мира, как бы по некой чудесной лествице, нам востечь к оному высшему миру.

На земле положены Богом рождение и смерть, а на небе полнота всего и неизменность. Все же сотворено для человека и спасения его. Не нуждающийся ни в каких благах Бог для человека устроил небо, землю и стихии, доставляя ему чрез них всякое наслаждение благами.

Прекрасно небо, но создано для того, чтобы ты воздал поклонение Творцу. Светло солнце, но для того, чтобы ты почтил Создателя. А если ты останавливаешься <только> на чудесах творения, смотришь на красоту созданий, то свет для тебя стал тьмою, а лучше сказать — ты свет превратил во тьму.

…И себе самим, и спрашивающим нас: «На чем опирается этот огромный и несдержимый груз земли?» — надобно отвечать: в Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же (Пс.94:4). Эта мысль и для нас самая безопасная, и для слушающих полезная.

Сколько бы мы чувствительны не были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нём, а для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного.