Ум (135)

Деятельный ум имеет многие делания: поучается любви к Богу, в памяти смертной, в памяти Божией, царствия небесного, ревности святых мучеников, вездеприсутствия Самого Бога, по слову Псалмопевца: «предзрех Господа предо мною выну» (Пс.15:8), в памяти святых и умных сил; в памяти об исходе души, об истязании, мучении и вечном осуждении. Мы начали здесь с великих вещей, а кончили такими, которые удерживают от падения.

Ум, достигший духовного разума, непременно облечен и в духовное чувство. В нас ли оно, или не в нас, но мы должны непрестанно об нем заботиться и искать его в себе; ибо когда оно явится, тогда внешние чувства всячески перестанут обольстительно действовать на душу; и, зная это, некто из премудрых сказал: «И Божественно чувство обрящеши» (Притч.2:5).

Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть тёмного в душах других.

…Ум, подвергшийся влиянию развлечения, продолжает чувствовать это влияние и по удалении от развлечения в течение значительного времени. Надобно переносить такое положение благодушно и стараться отвлекать ум от развлечения в памятование смерти и суда Божия.

Сопротивные сила и ум равномощны между собой и равную имеют силу, как сатана преклоняет и лестью вовлекает душу в волю свою, так опять и душа прекословит и ни в чем не повинуется ему, потому что обе силы могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру.

Во всех делах, словах и мыслях ум твой пусть будет направлен к Богу. Не начертывай в уме что-либо иное, кроме Христа, пусть никакой образ не прикоснется к чистому сердцу, кроме чистого образа Христа, Бога и Спасителя нашего…

Бог человеку поставил и устроил ум как бы некоего царя над похотями и желаниями, дабы всегда о том заботился и поучался, как благоразумно и благопотребно обладать ими. Поэтому разуму во всем последуй, а не бессловесной похоти…

Не начинай и не делай что-либо до тех пор, пока с Богом в молитве соединившись, не рассудишь, ибо ничто во всех вещах не творит человека столь непреткновенным и непоползновенным, как правый разум и рассуждение.

Разумом направляй свою жизнь, а не бессловесными похотями и сластями, если хочешь иметь мирную и немятежную жизнь и верный залог своего спасения. Если же не последуешь этому, то не перестанешь впадать во всякие злые и погибельные грехопадения, и никогда без скорби и печали, горести и мятежа не пребудешь, но с настоящей жизнью и вечной лишишься…

… Когда ум борется со страстью и своим усилием и внимательностью одерживает верх, тогда торжествует он победу над страстью и успехом своим как бы увенчивает Самого Бога, а когда, ослабев, поддается сластолюбию, тогда, сделавшись рабом и пленником грехов, доставляет врагу случай к похвальбе, превозношению и высокомерию.

… Если ум, сподобившийся приобрести знание, не подвизается о поучении в Божественных Писаниях и дарованных ему познаниях, и не упражняется в этом много, во внимании со смирением и страхом Божиим, то как недостойный дарованного ему Богом с угрозою лишаем бывает знания…

Надобно стараться иметь ум в безмолвии. Ибо как глаз, если находится в непрестанном движении, обращаясь то по сторонам, то часто вверх и вниз, не может ясно видеть того, что перед ним, но должен быть утвержден на созерцаемом предмете, если кто-нибудь хочет сделать взгляд свой ясным, – так и ум человеческий, если развлечен тысячами мирских забот, не может ясно усматривать истину.

Да не похищают у тебя Бога ненавистные заботы, которые и высокошественного низлагали мгновенно на землю. Ум твой да стремится к цели, не носясь туда и сюда, подобно искателю побед, неукротимому коню, и не убегая вдаль от великой славы Христовой.

Сила ума заключается в способности внимать, постигать. Сила эта текуча, подвижна – всегда к чему-либо устремляется. Под действием ума разумеется направленность этой силы на конкретный объект внимания. Это тройственное свойство ума – внимательность, приснодвижность, действенность – как раз удачно и выражает емкий термин энергия.

Новиков Н. М., писатель, миссионерВсе цитаты автораИсточник

Будучи собранным, мой ум получает от Бога дар толкования духовных смыслов, постижения духовных реалий, становясь легким, воздушным, подвижным, и способным входить во Святая Святых, в области (пребывания) божества и ангелов.