Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-23 Глаголаху убо Иудее: еда Ся Сам убиет, яко глаголет: аможе Аз иду, вы не можете приити; И рече им: вы от нижних есте, Аз от вышних есмь: вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего

Глаголаху убо: еда ся Сам убиет? (ст. 22). Что же Христос? Опровергая предположение их и показывая, что такое дело есть грех, говорит: вы от нижних есте (ст. 23). А это значит: нет ничего удивительного, что так думаете вы, люди плотские и не помышляющие ни о чем духовном. Но Я ничего такого не сделаю: Аз от вышних есмь; вы от мира сего есте (ст. 23). Здесь опять говорит о мирских и плотских помыслах. Отсюда видно, что и слова: Аз несмь от мира сего означают не то, будто бы Он не принял плоти, но что Он далек от их лукавства. В самом деле, Он и об учениках говорит, что они не суть от мира, и, однако ж, они имели плоть. Таким образом, как Павел, говоря: вы несте во плоти (Рим. 8, 9), не бестелесными называет их (римлян), так и Он, когда говорит об учениках, что они не от мира, свидетельствует этим не о другом чем, как только об их любомудрии.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира

«И глаголаше им: вы от нижних есте, Аз от вышних есмь». Как Бог Он не имел нужды, по словам самого божественного евангелиста Иоанна, «дабы кто свидетельствовал о человеке, ибо Сам узнавал, что было в человеке» (Ин. 2:25), так как «проникает до разделения души и духа, сочленений и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Не не ведал Он поэтому и глупые мысли иудеев, которые, по своему грубому и тупому уму, услыхав от Спасителя слово «ухожу», безрассудно подумали или что Он убежит куда-либо, оставив Иудею, или что Он говорит нечто такое: доколе Я остаюсь и жив, уверуйте, дабы таким образом не пришлось и умирать, ибо ὑπάγω может иметь и такое значение. И удивительного ничего нет в том, если иудеи впали в такое безрассудство, что думали о Христе нечто подобное. Ведь они не знали, что Он есть Бог по природе, но, смотря на одно только земное тело Его, считали одним из подобных нам человеков. Поэтому-то, поражая их, Спаситель и говорил: «Вы по плоти судите» (Ин. 8:15).

Таким образом, отклоняя их от таких ребяческих и низменных мыслей, снова научает их, что они помышляют это не о ком-либо из сотворенных и смертных людей, но о Том, Кто истинно рожден свыше и от Бога Отца. Поэтому отнюдь не Мне, говорит, приличествует умереть и бежать, ибо Я – свыше, то есть Бог от Бога, ибо то, что выше всего, есть Бог, – но вам это всего более должно подобать, ибо вы – снизу, то есть имеете природу, подверженную смерти и подлежащую тлению и ничтожеству. Итак, обо Мне, говорит, не помышляйте ничего подобного и оставьте свою слабость, ибо рабское не равночестно Владыке и то, что снизу и от земли, – Тому, Кто свыше и от Бога Отца рожден.

А что «свыше» означает здесь рождение Сына от Бога Отца, в этом убедит нас такое мудрое рассуждение. Взятое в местном значении «свыше» очевидно значит «с неба». Но ведь у Сына не было бы никакого преимущества пред низшею и подчиненною Богу тварью, если бы Он пришел только с неба, так как и многие из Ангелов, посылаемые на служение, приходят вниз, управляют свыше чем-либо на земле и нисходят с неба. Это свидетельствует нам Сам Спаситель в словах: «Истинно, истинно говорю вам; узрите небо отверстым и Ангелов Божиих восходящими и нисходящими на Сына Человеческого» (Ин. 1:51). Если, таким образом, и Ангелы нисходят свыше с неба, то зачем же напрасно возвышает Себя Христос, усвояя Себе как некое великое преимущество пред всею тварью Свое пришествие, как говорит, «свыше»? Но ведь без труда и усилий вполне очевидно, кто есть по природе Единородный и что такое созданные Им Ангелы.

Итак, слово «свыше» необходимо должно иметь не общее значение «с неба сходить», но указывать на то, что Сын воссиял из Превышней и Превосходящей всё Природы. Поэтому и слово «свыше» в отношении к одному только Единородному указывает на то, что Он от Бога по природе, и ни на что другое. Ведь из всех существ, о которых говорится, что они суть и существуют от Бога, Сыну принадлежит еще и то пред всем преимущество, что Он существует как «рожденный из самой сущности Отца», а не как созданный подобно тварям.

«Вы от сего мира есте, Аз несть от мира сего. Весьма ясно показал здесь, что надо разуметь под «свыше» и что – под «снизу». И так как Господу нашему Иисусу Христу было вполне естественно знать, что фарисеи могут придать этим выражениям чувственный смысл, понять эти «свыше» и «снизу» в местном значении и отсюда впасть во многие ложные мысли, то Он считает полезным снять с этого изречения всякую прикровенность и неясность, еще раз и еще яснее изложив им то, что высказал загадочно. «Вы», говорит, «от сего мира есте», то есть «снизу», – «Я не» (есмь) «от сего мира», а это значит «свыше». Бог превосходит все тварное не в отношении местных высот, ибо глупо и совсем неразумно бестелесное представлять пространственным, – но Он возвышается над тварью неизреченными преимуществами природы. Такое (Божественное) существо усвояет Себе Логос, называя Себя не делом (тварью), но плодом и рождением (Сыном).

Замечай, что, как оказывается, не говорит: «Свыше Я произошел и сотворен», но – «есмь», дабы показать и то, откуда Он, и то, что вечно сосуществовал Своему Родителю, ибо Он есть «Сущий», как и Отец. А будучи «Сущим», каким же образом не был и вечно сосуществующим «Сущему», пусть на этот вопрос отвечает безумие иномыслящих.

«Сей» или «сего» и подобное употребляется вместо имени и есть указательное местоимение, но отнюдь, конечно, не содержит в себе необходимого указания на «другого». Так, например, блаженный Варух, указывая нам на единого и единственного Бога, говорит: «Сей Бог наш, да не считается другой с Ним» (Вар. 3:36). Если бы «сей» указывало на «другого», каким образом другой не был бы признан при Нем? И Симеон праведный, пророчествуя тайну о Христе, говорит: «Вот «Сей» лежит на падение и восстание мертвецов многих во Израиле и в знамение пререкаемое» (Лк. 2:34). Кому же не вполне очевидно, что праведный говорит здесь «Сей» не для отклонения нас от других лиц, но указывает на единично, так сказать, уже присутствующего и для сего назначенного.

Поэтому когда Христос говорит: «Я – не от мира сего», то употребляет это «сего», конечно, не как являющийся из «другого» мира, но более телесным образом указывает и определяет в виде как бы двух некоторых мест тварную природу и неизреченную, превышающую всякое существо человеческое. При этом словами «вы от мира сего есте» дает видеть, что иудеи пребывают в месте тварей, а в изречении «Я не от мира сего» совершенно отделяет Себя от тварных существ и относит к другому месту, то есть Божества. Итак, поставив на вид противоположность между Божеством и миром, местоимение «сего» ставит при слове «мира», а Себя Самого относит к Родившему Его Богу и Превышней Сущности.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира

Отвергая такое их предположение и показывая, что самоубийство есть дело преступное, Господь говорит: «Вы от нижних, и не можете помыслить ничего божественного, потому вам естественно так думать; но Я не от сего мира, то есть не забочусь ни о чем мирском и земном, и потому никогда не могу дойти до такого безумия, чтобы убить Самого Себя. Ибо это дело бесовское, а не божеское».

Здесь Аполлинарий, ухватившись за сие изречение, вслед за манихеями, говорит: «Видишь ли, тело Господа было не от сего мира, но свыше, с неба; как и Павел говорит, что «второй Человек – Господь с неба» (1Кор.15:47)». Что же нужно сказать? Или нужно спросить его, как он понимает слова Господа к апостолам: «Вы не от мира» (Ин.15:19) – ужели так, что и они имели тела с неба, а не от сей твари? Или Господь сказал это потому, что они не заботились о благах мира сего? Так нужно понимать и сии слова «Я не от сего мира», то есть Я не то, что вы, заботящиеся о мирском.

Подобным образом и Павел говорит некоторым: «Вы не по плоти» (Рим.8:9), говорит не потому, будто они бестелесны, но свидетельствует об их любомудрии и свободе от плотских страстей.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира

Да, мы земные и от земли; а Ты – Небесный – с неба или, лучше: Ты – Вездесущий.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

И рече им: вы от нижних есте

От нижних (εκ της γης – от земли) не потому, что тело из земли, но потому, что понимание у них было земное и неправильное. И апостол Павел (Рим. 8, 9), говоря: вы же несте во плоти, – под плотью разумеет плотское понимание.

Аз от вышних есмь

От вышних (εκ του ουρανου – от неба) не потому, что Он пришел с неба, а потому что понимание у Него небесное и Божественное. Затем поясняет Свои слова.

Вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего

Миром называет здесь мирское, неправильное, земное понимание. Подобно тому как духом называет духовное понимание и плотью – плотское, точно также землей и миром – земное и мирское. Итак, Иисус Христос говорит: «Я это не так понимаю, как вы, что будто убью Самого Себя».

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.  Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших. 

 – Он сказал им: не отвечая на грубую насмешку их, Господь указывает им на их нравственный характер, по побуждению которого они доходят до подобного глумления над Ним.
 Вы от нижних, Я от вышних: нижнее – земное и подземное в противоположность вышнему – небесному и пренебесному (Деян.2:19; Кол.3:1-2; Гал. 4:26; Флп.3:14; ср. Ин.3:31).
– От мира сего: мир понимается здесь как совокупность всего злого, враждебного Христу и Его делу. Смысл ответа Христова: вы потому так враждебно относитесь ко Мне, что при своих чувственных, мирских, ложных расположениях вашего духа вы потеряли способность понимать небесное, божественное; между небом, откуда Я пришёл и куда иду, и землёй – миром, где пресмыкается ваша мысль, пропасть велика утвердися, так что вы никак не перейдёте её. Единственное средство к сему для вас, это – вера в Меня как в Мессию (Ин.8:24, если не уверуете); если таковой веры не будет в вас, вы погибнете в грехах ваших (ср. ст. Ин.8:21 и прим.), ибо только вера может даровать вам жизнь божественную и во времени и в вечности (Ин.1:12, Ин.13:18 и далее; Ин.6:40 и далее; Ин.7:3 и др.).
– Что это Я: т. е. подразумевается – Мессия,
– что Я есмь Мессия. Весь контекст речи заставляет подразумевать это слово: ибо вся эта речь основана на том, что иудеи пытаются узнать, Он ли Мессия, или опровергнуть, что Он Мессия. А Господь указывает в Себе признаки Мессии, но не называет Себя прямо и открыто этим, заключавшим во мнении иудеев столь много ложного, именем, возводя их к лучшему, высшему понятию о сем. Как бы избегая названия Мессии, Господь употребляет выражение, которое Иегова употребляет о Себе чрез пророков: «видите, видите, что это Я, Я и нет другого, кроме Меня» (Втор.32:39; ср. Ис.43:10). В ветхозаветном выражении: что это Я выражается вся сущность ветхозаветной веры; в новозаветном: 
что это Я – вся сущность новозаветной веры.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 23. Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

Ст. 23. И рече им: вы от нижних есте, аз От вышних есмь: вы от мира сего есте, аз несмь от мира сего:
 

Господь выясняет Иудеям, подобно как Он выяснял Никодиму (гл. 3), различие мира земного от мира духовного, небесного: с тою разницею, что в главе 3-ей Он говорил человеку, готовому верою восприять высокую истину; здесь же Господь говорит озлобленным и неверующим. Этим последним Господь указывает, почему они не могут понять Его слов и приити туда, где Он, в царство любви и правды: они не могут возвыситься до помыслов и желаний выше земных, они едва ли подозревают, что есть другой мир – духовный, в котором нет злобы и гордости, а есть только добро и любовь, – радости которого совершенно не зависят от земли и от людей и от чувства самодовольства, возбуждаемого похвалами и поклонением других, до которых учители Израилевы были так жадны. Если бы в душе их было влечение к этому духовному миру, то они были бы привлечены Господом Иисусом, но они были «сыны века сего», «сыны диавола», «сыны князя мира сего», который «осужден» вместе с ними (Лк.16:8; Ин.8:44; 12:31; 14:30; 16:11).

Заметим еще, что когда Господь глаголет: «Аз от вышних есмь», то Он указывает не только на то, что Он от мира высшего, не только, что Он Мессия, но Он еще указывает на священное имя Иеговы - Аз есмь, Сущий (Исх.3:14 и некот. мысли см. в прим. 2 т. Св. Летописи in loco). Он указывает на вечно, неизменно Существующего, которого являет вторая Ипостась триединого Божества; даятеля всякой жизни – и временной и вечной (Ср. Втор.32:39; Ис.43:11; Ин.1:4).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира

Христос не отвечает Своим врагам прямо на их насмешку, но указывает на резкую противоположность между Собой и ими: Он «от вышних», а они «от нижних». Этим Христос выясняет глубочайшую основу их насмешливого отношения к Нему: «нижнее» – это земля, земной мир, как видно из параллельного выражения «от сего мира» (ср. Деян.2:19), «вышнее» – небо. Частица «от» (ἐκ) означает происхождение, а происхождению соответствует и настроенность, и деятельность того или другого лица.

«Сей мир», т. е. мир, который «лежит во зле» (1Ин.5:19), или грешное человечество.

Гладков, Б. И. (†1921)

Ст. 21-24 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших
 

Продолжая прерванную фарисеями речь о предстоящем отшествии Его к Отцу, Иисус сказал: «Куда Я иду, туда вы не можете придти. Познать Меня и раскаяться в своих заблуждениях вы можете только здесь, пока Я с вами; когда же Я отойду, то раскаяние вам не поможет: вы будете искать Меня, но тщетно, и умрете в грехе вашем».

С нескрываемой насмешкой рассуждали фарисеи между собою, но однако же так, чтобы и Иисус слышал их: что это он говорит: Куда Я иду, туда вы не можете придти? Неужели Он убьет Сам Себя? Ведь только в таком случае мы действительно не можем последовать за Ним, так как не решимся на самоубийство.

«Вы рассуждаете так, – ответил им Христос, – потому, что судите обо всем по человечеству своему и не хотите отрешиться от своих чисто земных, низменных понятий; вы не хотите вознестись мысленно к иному миру, миру небесному; все ваши помыслы, все ваши желания сосредоточены на обеспечении себя исключительно благами мира сего, этой временной земной жизни. Я же не от сего мира; потому вы и не понимаете Меня; потому-то Я сказал вам и вновь повторяю, что если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших».

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible