Цитаты о гордости (369)

Кто в беседе упорно желает защищать свое мнение, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим дьявольским недугом (гордостью); и, если он так поступает в беседе с равными, то может быть обличение старших и исцелит его; если же он обращается так с большими себя и мудрейшими, то люди не могут исцелить сей болезни.

Хульные помыслы рождаются от гордости, гордость же не допускает открыть их духовному отцу. Почему часто случается, что сия бедственность повергает иных в отчаяние, истребив всю надежду их, подобно червю, истачивающему дерево.

Начало гордости – укоренение тщеславия; «средина» – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание о своих трудах, самохвальство в сердце, ненавидение обличения; а «конец» – отвержение Божией помощи, высокомерное упование на свое тщание, бесовский нрав.

Гордость есть отвержение Бога, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, отгнание помощи Божией, виновница падений, источник гнева, горький истязатель чужих дел, судья бесчеловечный, противница Богу, корень хулы.

Бывает, что в иных, не только верных, но и неверных, отходят все страсти, оставив только ту одну, которая, как зло первенствующее, одна заменяет все прочие, и которая столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба (это гордость).

Если кто гордится или надмевается, как человек, преуспевший в жизни и почитающий себя совершенным, то потерял он труд и не получит награды; а кто старается по смирению скрывать свои добрые дела, тот возвышен будет Господом и получит от Него награду.

Люди большей частью горды. Увы, они не ведают себя, не ведают, как они ограничены, ничтожны. Человек так мал, так ограничен в этом мире, что здесь едва не все его, до известной степени, ограничивает: и огонь, и воздух, и вода, и твердая земля, многие презренные насекомые совместничают с ним и даже питаются плотью его, изъедают одежду его.

Люди больше всего гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или силой, или благородством. Но поскольку все это перемене подлежит и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше, то возноситься тем, что не наше, весьма несмысленно. Все, что ни имеем, не наше, а Божие; мы лишь сосуды Божиих дарований.

Гордость не только сама по себе есть тяжкий и мерзкий грех, но и других грехов причиною бывает. Ибо Бог, Который гордым противится, праведным судом от гордого благодать Свою отнимает; сатана же как дух гордый и человекоубийца к такому дому, как выметенному и убранному, удобно приступает (Мф. 12: 44).

Что же человек возносится тем, что сегодня в его власти, а завтра может быть во власти другого, и зачем презирать того брата, который сегодня ниже, а через некоторое время выше его может быть? Видим довольно таких примеров в мире сем. Гордость всегда смиряется, а смирение всегда возносится. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет. 5: 5).

Посмотри на состояние свое: кто большим бедам, страстям, тлению, болезням, немощам подлежит, как не человек? Кто большему страху, печали, скорби, суете подвержен, как не человек? Отовсюду окружен бедствиями: сзади грехи, впереди смерть, сверху суд Божий, снизу ад, со сторон соблазны мира и козни бесовские, внутри страсти, – в таком ли бедствии гордиться?…

Если сделал ты что доброе, не хвались тем, но и с другой стороны, если наделал много зла, да не опечаливается тем чрез меру сердце твое, но стань над сердцем, чтоб не попускать ему более сослагаться с тем – и соблюдешься от гордыни, если ты мудр.

прп. авва Исайя (Скитский), отшельникВсе цитаты автораИсточник

Не вдавайся в гордыню по причине того, что дела идут у тебя успешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого. Напротив того, содержи в мысли то, что обстоятельства часто принимают противоположный оборот, держись скромного образа мыслей и не выходи из пределов человеческого естества. Правосудие назирает за нашими делами.