Печаль (49)

И ни один не пребыл в мире без печали, ибо иначе нельзя перейти от смерти к жизни, как только таким путем. Ибо не изливается вино или воск иначе, как только в тесноте точила, и никакое благое дело не творится иначе, как только в подвиге и трудах.

Когда лишился богатства, чести, славы, печалью того не можешь возвратить. Когда разлучился с женою или отцом, или материю, или братом, или другом, и о том печалишься, также того не возвратить печалью. Об этом ниже сказано будет пространнее. Видишь, что печаль мира сего бесполезна, но одна только печаль ради Бога полезна, как душеспасительная, ибо душу от грехов очищает.

Обыкновенное средство прогонять тоску у людей века сего – вечера, карты, танцы, театры. Но эти средства после еще более увеличивают скуку и томление сердца. Если же по счастию обратятся они к Богу, тогда спадет с сердца их тяжесть, и они увидят ясно, что прежде на их сердце лежала величайшая тяжесть, хотя они часто и не чувствовали ее.

Что такое печаль мирская? Это печаль тех, кто целью жизни ставит только утехи мира сего, только свое благосостояние в этой земной жизни, которые знать не хотят о пути спасения, ничего не ведают о духовной жизни, которые не молятся, ни во что не верят, а верят только в золотого тельца, в богатство, которое дает им блаженство и благополучие в этой жизни.

Печаль ради Бога – это то настроение, с которым жили все святые, это прежде всего тяжкая-тяжкая скорбь о своих собственных грехах. Это также непрерывная скорбь о том, что мы видим в мире: что люди нечестивые, не верующие во Христа, живут так, как научает их жить сатана; они и знать не хотят пути Христова.

Не скрывай печаль в своем сердце. Ибо радость лукавого – это печаль и уныние, из которых рождается много всего, от чего душа наполняется горечью, тогда как расположение кающегося говорит: «Согрешил, прости меня, Отче!» И так прогоняет печаль. «Разве, – говорит он, – не человек я немощный? Что мне еще делать?» Воистину, чадо мое, это так. Имей отвагу.

Ошибочно думают те, которые считают чрезмерную печаль, которая наступает у них после совершенного греха, за добродетель. Не постигают, что эта чрезмерная печаль бывает из-за гордости и самоуверенности, и как раз она доказывает, что такие люди слишком много полагаются на себя и свою силу. Думая, что они какие-то великие, взяли на себя много в надежде, что своими собственными силами с этим совладают.

Не нужно печалиться по умершим, но следует молиться Господу, чтобы Он им дал Евангельские поселения. Печаль все портит. Она создает помехи миру, который они получили от Господа. Поэтому нужно быть молитвенными, так как горевать по своим близким это не по-христиански. Так поступают язычники. Мы здесь приготовляемся к вечной жизни. Нужно быть благодарными Богу.

Случающаяся с вами тоска […] есть духовный крест, который надо принимать со смирением, благодарением и терпением; этим очищаются наши неисправности, грехи и немощи, и приходим даже в познание и тех, которые мы ни за что считали, а они-то и причиной бывают такой тягости.

Пишешь, что находит на тебя скука, и тогда ничто не помогает, и читать не можешь. Ты вышла на духовную брань и, не бывши еще на сражении, ищешь награды – душевного спокойствия; оно даруется тем, которые претерпели многие раны на брани, пали и снова восстали, обвязав свои раны, и бодро стоят на сражении.

Приходящая скука супруге […], конечно, есть от врага, она себя понуждает к исполнению совета, данного ей на спасение, а враг это ненавидит, наводит скуку: надо потерпеть и не покоряться на разрешение, и Господь поможет – скука пройдет.

Никому не возможно быть всегда в скорбях; этого не перенесет природа <человеческая>. Но так как мы всегда желаем быть в радости, то и думаем, что всегда находимся в печали. Кроме того, так как радостное и приятное мы скоро забываем, а печальное всегда помним, то и говорим, что всегда находимся в печалях.

Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том, потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а коснение в нем есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатью вместо чистого делания.