Любовь к ближнему (199)

Не родство, а нужда и бедность, не близость крови и плоти, а союз любви и милосердия делает нас ближними друг другу. И так мы с нашей помощью близкими должны быть там, где бедность какая-нибудь есть, – будет ли требующий помощи сродником нашим по плоти или несродником, знакомым или незнакомым, любящим нас или не любящим, единоплеменником или иноплеменником.

Каждый человек друг для друга есть ближний: я тебе, а ты мне ближний. Когда я помощи от тебя требую, то ты мне ближним должен быть; а когда ты помощи от меня требуешь, то я тебе ближним должен быть. Так богатый убогому, разумный невежде, молодой и здоровый старому, здоровый немощному, сильный беззащитному, свободный заключенному в темнице, имеющий дом страннику ближним должен быть.

Плод любви к ближнему есть милость к ближнему и благотворение. Отсюда заключается, что не имеют ко Христу любви те, кто ближнего не любит; не любят же его, ибо не благотворят ему. Хуже того делают, которые не только не благотворят, но и зло творят ближнему. Такие люди, гоня и озлобляя ближнего, гонят и озлобляют Самого Христа, хотя того и не примечают.

Если хочешь, или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно – это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение.

Следует и должно позаботиться всячески, чтобы из самоугодия не мешать спасению ближнего и миру его душевному и успеху духовному. За это отдадим великий ответ Богу, если не будем осторожны. Долг христианский – содействовать спасению ближнего, а не препятствовать…

Если кто почитает своих родителей, тот получает от Бога великие блага, а именно: изобилие в доме, а впоследствии и изобилие вечное, небесное, как говорит о том Иисус Сирахов: Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища (Сир. 3:4).

Насколько мы должны любить ближнего? Так как никто не бывает себе врагом и никто не возненавидел свою плоть, но питает ее и греет (Еф. 5:29), то всякий должен желать ближнему того же добра, как и себе, и так любить его, как любит себя.

Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних; постишься ли ты, спишь ли на земле, изнуряешь ли себя, но если ты не печешься о ближнем, то не делаешь ничего важного, и при всем том еще далеко отстоишь от образца.

Не надо осуществлять свой христианский подвиг путем проповедей и споров, но путем настоящей, сокровенной любви. Когда мы вступаем в спор, люди начинают противостоять. Когда же мы их любим, это их трогает, и они становятся на нашу сторону.

Никто не должен желать спасения лишь себе, без спасения других людей; это ошибка – молиться о себе, чтобы спастись самому. Мы должны любить других и молиться, чтобы не погиб никто […]. Вот что достойно христианина и благородно.

Будем воспринимать зло другого человека как болезнь, которая мучает его, он страдает и не может освободиться от нее. Поэтому будем смотреть на своих братьев с сочувствием, будем обращаться с ними вежливо, говоря внутри себя в простоте: Господи Иисусе Христе, – чтобы Он укрепил Божественной благодатью нашу душу, чтобы мы не осуждали никого.

Не нужно быть ученым проповедником, обладающим красноречием, нужно иметь сердце, озаренное светом Христовым. Всякая простая старушка, ничему не учившаяся, может быть ярким светильником Божиим, если в ее сердце горит свет кротости, любви и смирения, если она любит всех окружающих и старается всем, чем может, помочь.

Кто соблюдает заповеди Божии и просит у Бога как дара, самому пострадать за прегрешения своих ближних или принять на себя чью-либо болезнь, таковой делается очень близок Христу, и Господь весьма умиляется, видя благородную любовь своего чада.

Нужно помочь человеку узнать свою веру. Мы должны помочь каждому, кто ищет правду, кто ищет Бога, в его поисках. Самым ближним для нас становится человек, который ждет от нас помощи, какой бы она ни была. Истинная вера православная, ее нужно беречь как зеницу ока. И дай нам Бог узнать, кто мы, где мы и кому принадлежим.

Если нет любви к ближнему, невозможно достичь вечной жизни. Строгость к ближним опасна. Строгие преуспевают до известной степени только поначалу. Они часто останавливаются на телесном подвиге. В обхождении с людьми нужно быть благостным, кротким, снисходительным.

Христос нам завещал, чтобы мы любили ближних, и даже своих врагов. Почему это так трудно? Потому что не очистили себя от зависти, гордости, сребролюбия, и желания обладать другим человеком. И как таковые себя осуждаем и презираем, и не имеем любви в себе. Как тогда иметь любовь к другим?

Возлюбим друг друга, и возлюблены будем Богом; окажем свое долготерпение ближним, и Бог окажет свое о грехах наших. Не будем воздавать злом за зло, и не восприимем воздаяния по грехам нашим: ибо прощение грехов наших мы обретаем в прощении братий, и милость Божия к нам скрывается в милосердии нашем к ближним.

Странников любите и общниками их своей трапезы делайте […]. Вы упокоите странного временно; Господь за это даст вам покой вечный. Вы на время введете бесприютного в дом свой, а Господь за это введет вас в вечные кровы.

Если хочешь, или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно – это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение.

Если будете помнить, что всякое слово друг от друга, трогающее и потрясающее вашу сердечную глубину, есть посланное от Бога обличение к познанию себя и исправлению, а к этому приложите смирение и любовь, то вместо залога немирства будете чувствовать благодарность друг к другу, ибо не с намерением, но смотрением Божиим посылается остен<спица>.

В наше время люди хотят, чтобы их любили, и в этом терпят неудачу. Истина же состоит в том, чтобы интересоваться не тем, любят ли тебя, но любишь ли ты сам Христа и людей. Только так может наполниться существующая в душе пустота.