Кутия, коливо

Кутия, коливо

(2 голоса5.0 из 5)

См. раз­дел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

 

Кутия́, коли́во (ко́ливо) (греч. κολύβα (колива)) – сва­рен­ные пше­ница или рис, при­прав­лен­ные саха­ром либо медом, ино­гда сме­шан­ные с изю­мом, чер­но­сли­вом или ябло­ками (при­го­тов­ля­ется и потреб­ля­ется в честь какого-либо свя­того или в память об усопших).

Поми­наль­ную пищу обычно назы­вают — кутьёй; вели­ко­пост­ную — коливом.

Кутия при­но­сится в храм в память усоп­ших хри­стиан, постав­ля­ется на пани­хид­ном столе (кануне) с воз­жжен­ной све­чой, зна­ме­ну­ю­щей неза­хо­ди­мый Свет веч­ной жизни, бла­го­слов­ля­ется свя­щен­ни­ком во время заупо­кой­ной службы (пани­хиды или литии) и вку­ша­ется за поми­наль­ным сто­лом с молит­вен­ным поми­но­ве­нием усоп­шего, прежде вку­ше­ния обыч­ной пищи.

Пше­ница, рис и плоды в кутии озна­чают, что усоп­ший вос­крес­нет, подобно как истлев­шее в земле зерно потом при­но­сит обиль­ные плоды, а мед зна­ме­нует сла­дость веч­ных благ Небес­ного Цар­ства.

При­не­сен­ную в храм кутию (и дру­гие про­дукты) можно или оста­вить на поми­наль­ном сто­лике (кануне), чтобы вку­ша­ю­щие молит­венно помя­нули тех, за кого сде­лано приношение.

В пят­ницу пер­вой сед­мицы Вели­кого поста коливо при­но­сится в цер­ковь в вос­по­ми­на­ние чуда муче­ника Фео­дора Тирона (306 г.).  В 362 году гре­че­ский импе­ра­тор Юлиан Отступ­ник в насмешку над хри­сти­а­нами при­ка­зал тайно окро­пить идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью все съест­ные при­пасы, про­да­вав­ши­еся на рын­ках Антио­хии. Отступ­ник от хри­сти­ан­ской веры хотел таким обра­зом осквер­нить веру­ю­щих, кото­рые строго пости­лись в первую неделю Вели­кого поста. Но вели­ко­му­че­ник Фео­дор, сожжен­ный в 306 году за испо­ве­да­ние веры Хри­сто­вой, явился во сне епи­скопу Евдок­сию, рас­ска­зал об этом рас­по­ря­же­нии Юли­ана и дал совет вме­сто осквер­нен­ной пищи упо­треб­лять в тече­ние недели коливо.

***

Этим чином бла­го­сло­ве­ния колива Цер­ковь как бы напо­ми­нает иму­щим, чтобы они ради празд­ника и в память усоп­ших поде­ли­лись с неиму­щими и от дру­гих ястий своей празд­нич­ной тра­пезы, да не остат­ками или отбро­сами, а луч­шими, слад­кими кус­ками, – напо­ми­нает о том, чтобы они в празд­ники вообще усу­гу­били свои доб­рые дела, умно­жили мило­стыню вся­кого рода, совер­шая ее ради празд­ника и в память усоп­ших, как бы их долю отда­вая неиму­щим, как бы руками этих послед­них пере­сы­лая празд­нич­ное уго­ще­ние доро­гим и люби­мым, подобно тому как было в древ­ней Руси, и как в неко­то­рых местах до послед­него вре­мени сохра­нился обы­чай в празд­ники отно­сить или посы­лать своим близ­ким и дру­зьям в каче­стве подарка неко­то­рые снеди празд­нич­ной тра­пезы. Отдать неиму­щим то, чем рады были бы уго­стить в празд­ник наших доро­гих усоп­ших, – вот луч­ший спо­соб празд­нич­ного поми­но­ве­ния их, угод­ный Гос­поду, ука­зы­ва­е­мый и по-хва­ля­е­мый Свя­тою Цер­ко­вью, отрад­ный для усоп­ших, весьма спа­си­тель­ный и для самих совер­ша­ю­щих его.
свя­ти­тель Афа­на­сий (Саха­ров), исповедник

Коливо можно  при­го­то­вить из пше­ницы, риса, чече­вицы или ячменя. В общем смысле — это скуд­ная пища из зёрен.

См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХСМЕРТЬ

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки