Тест: Библейские пророки

  • 1. Как име­ну­ет­ся про­рок в еврей­ской, гре­че­ской, латин­ской и сла­вян­ской Библии? 








    Пра­виль­ный ответ: №8
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Биб­лии всех про­ро­ков – истин­ных и лож­ных – назы­ва­ют наби́ (“при­зван­ный”?). Про­из­вод­ный от это­го сло­ва гла­гол озна­ча­ет «гово­рить» или «вещать». Веро­ят­но, в осно­ве лежит корень, озна­ча­ю­щий «звать», «воз­ве­щать». Зна­чит, наби́ – это тот, кто либо 1) при­зван, либо 2) воз­ве­ща­ет. В лице истин­но­го про­ро­ка эти поня­тия неразделимы.
    В гре­че­ской Биб­лии (Сеп­ту­а­гин­те) и кни­гах Ново­го Заве­та еврей­ско­му наби́ соот­вет­ству­ет тер­мин про‑фэтэс, кото­рым языч­ни­ки назы­ва­ли выра­зи­те­ля и тол­ко­ва­те­ля воли богов, про­ри­ца­те­ля, а в пере­нос­ном смыс­ле – вест­ни­ка или пев­ца. В широ­ком смыс­ле – это избран­ник, через кото­ро­го пере­да­ют­ся чьи-то сло­ва, то есть про­воз­вест­ник чьей-либо воли.
    Этот же смысл име­ет и сла­вян­ское про‑рок – то есть гово­ря­щий от чье­го-то лица.
    Биб­лей­ский про­рок – не «пред­ска­за­тель буду­ще­го» (в вуль­гар­но-быто­вом смыс­ле это­го сло­ва), но про­воз­вест­ник воли Божи­ей. Поэто­му речи про­ро­ков часто запи­са­ны от пер­во­го лица (от лица Бога, послав­ше­го их и вло­жив­ше­го эти речи в их уста). Таким обра­зом, про­ро­че­ство в Вет­хом Заве­те – это воз­ве­ще­ние сло­ва по пове­ле­нию Божию. Смот­ри­те: Исх.4:10–17; а так­же: Чис­ла 11:16–17, 24–29; 12:6–8; Втор. 18:15–22, 34:10. О при­зва­нии про­ро­ка см.: Амос 3:7–8; Исайя 6 гл.; Иер.1:4–10; Иез. 3:14–27.
    Дру­гие име­но­ва­ния про­ро­ков: «про­зор­ли­вец» (1 Цар.9:9), «про­ви­дец» (Амос 7:12), «чело­век Божий» (1 Цар. 9:7). В ста­ро­сла­вян­ском язы­ке тер­ми­ны «про-рок» и «про-рица­тель» (оба вос­хо­дя­щие к гре­че­ско­му профэтэс!) – сино­ни­мич­ны, как и гла­го­лы «про­рицати» и «про­ро­ковати (про­ро­че­ство­вать)» (см.: Сло­варь ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка. Том 3 (П – Р). СПб.: СПб­ГУ, 2006. С. 367–368). Позд­нее про­ис­хо­дит язы­ко­вая диф­фе­рен­ци­а­ция: слу­жи­тель истин­но­го Бога, «про­рок», – «про­ро­че­ству­ет»; а «про­ри­ца­тель», слу­жи­тель «студ­ных» («постыд­ных», то есть «язы­че­ских», как име­ну­ет их сла­вян­ская Биб­лия) богов, – «про­ри­ца­ет».
    Лите­ра­ту­ра о про­ро­ках огром­на. См.: Мень А., прот. Вест­ни­ки Цар­ства Божия: Биб­лей­ские про­ро­ки от Амо­са до Рестав­ра­ции (VIII–IV вв. до н. э.). М., 1992 (и пере­из­да­ния; луч­шая рабо­та о биб­лей­ских про­ро­ках на рус­ском язы­ке; содер­жит подроб­ную биб­лио­гра­фию по дан­ной теме); Он же. Как читать Биб­лию: Руко­вод­ство к чте­нию книг Вет­хо­го и Ново­го Заве­та. В 3‑х частях. М., 1997–1998; Аве­рин­цев С. Древ­не­ев­рей­ская лите­ра­ту­ра // Исто­рия все­мир­ной лите­ра­ту­ры. М., 1983. Т. 1. С. 274–278, 284–286; Соро­кин А., прот. Вве­де­ние в Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хо­го Заве­та. СПб., 2002.


  • 2. Кто мог стать про­ро­ком в Древ­нем Израиле?





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В самом широ­ком смыс­ле «про­рок» – это любой чело­век, име­ю­щий опыт непо­сред­ствен­но­го бого­об­ще­ния. Про­ро­ка­ми име­ну­ют­ся вет­хо­за­вет­ные пра­от­цы-пат­ри­ар­хи, вожди наро­да, свя­щен­ни­ки, настав­ни­ки, пев­цы и вооб­ще – про­по­вед­ни­ки. Пер­вый, кто назван про­ро­ком, – это Авра­ам (Быт 20:7); его потом­ки – тоже про­ро­ки, а Мои­сей – даже вели­чай­ший про­рок (Вто­ро­за­ко­ние 34:10–12), хотя его глав­ное слу­же­ние – вождь и зако­но­да­тель; царь Давид – тоже про­рок. Одна­ко парал­лель­но про­ис­хо­ди­ла опре­де­лён­ная «спе­ци­а­ли­за­ция» и про­ро­че­ское слу­же­ние ста­ло пре­ро­га­ти­вой осо­бой груп­пы людей.


  • 3. Кто в Биб­лии впер­вые назван «про­ро­ком»?






    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­вый, кто назван в Биб­лии про­ро­ком, – это Авра­ам (Быт.20:7). При­чем, так его назы­ва­ет Сам Бог, что ука­зы­ва­ет на осо­бый харак­тер их обще­ния. Разу­ме­ет­ся, в таком самом широ­ком смыс­ле «про­ро­ка­ми» могут быть назва­ны и Адам, и все допо­топ­ные пат­ри­ар­хи, и мно­гие дру­гие пра­вед­ни­ки, имев­шие опыт непо­сред­ствен­но­го богопознания.


  • 4. Кто такие «сыны пророческие»? 



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Сыны про­ро­че­ские», или «сыны про­ро­ков» (см.: 4 Царств 2:3, 5, 7, 15) – пред­ста­ви­те­ли древ­ней­шей ста­дии биб­лей­ско­го про­фе­тиз­ма (XI–IX вв. до н. э.). В это вре­мя про­ро­че­ское дви­же­ние в Изра­и­ле носи­ло груп­по­вой харак­тер и пред­став­ля­ло собой явле­ние рели­ги­оз­но-соци­аль­но­го харак­те­ра. Про­ро­ки объ­еди­ня­лись в брат­ства («сон­мы про­ро­ков») и вели общин­ный образ жизни.
    Впер­вые они упо­ми­на­ют­ся при постав­ле­нии на цар­ство Сау­ла (то есть око­ло 1030–1020 до н. э.) (1 Царств 10:5). «Сыны про­ро­че­ские» часто при­во­ди­ли себя в исступ­ле­ние игрой на музы­каль­ных инстру­мен­тах (1 Царств 10:5), и это состо­я­ние пере­да­ва­лось окру­жа­ю­щим (1 Царств 10:5–10); ино­гда про­ро­че­ство выра­жа­лось в сим­во­ли­че­ских дей­стви­ях (3 Царств 11:29–32; 22:11). Их нель­зя срав­ни­вать с более позд­ни­ми Вели­ки­ми Про­ро­ка­ми Изра­и­ля (Амо­сом, Исай­ей, Иере­ми­ей и др.).
    Про­рок Илия (IX в. до н. э.) зани­ма­ет в этом дви­же­нии исклю­чи­тель­ное место и высту­па­ет один. Но его пре­ем­ник Ели­сей († в нача­ле VIII в. до н. э.) окру­жен «сына­ми про­ро­че­ски­ми» и явля­ет­ся послед­ним зна­чи­тель­ным про­ро­ком ста­ро­го типа.
    «Сыны про­ро­че­ские» – рев­ност­ные бор­цы за чисто­ту веры, но они слиш­ком свя­за­ны с поли­ти­че­ски­ми уто­пи­я­ми и верят в воз­мож­ность постро­е­ния иде­аль­но­го тео­кра­ти­че­ско­го зем­но­го цар­ства. Ели­сей даже стал вдох­но­ви­те­лем кро­ва­во­го пере­во­ро­та, в резуль­та­те кото­ро­го были пере­би­ты пред­ста­ви­те­ли «нече­сти­вой» дина­стии Амврия-Аха­ва (4 Царств 9–10 гл.) и мето­дич­но уни­что­же­ны слу­жи­те­ли Ваа­ла (4 Царств 10:18–31). Осво­бо­див­шись от иллю­зий, он оста­вил обще­ствен­ное слу­же­ние. С Ели­се­ем завер­ши­лась эта арха­и­че­ская эпо­ха «сынов про­ро­че­ских». Совер­шен­но новая сту­пень бого­по­зна­ния была явле­на «про­ро­ка­ми-писа­те­ля­ми», всту­пив­ши­ми на пря­мой путь, веду­щий в Цар­ство Хри­ста (см. сле­ду­ю­щий вопрос и комментарий).


  • 5. Сино­ни­мич­ны ли поня­тия «биб­лей­ский про­рок» и «пред­ска­за­тель, прорицатель»?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Истин­ные про­ро­ки были совсем не то, что извест­ные и у языч­ни­ков про­ри­ца­те­ли. Меж­ду про­ро­че­ством и про­ри­ца­ни­ем суще­ству­ет дво­я­кое суще­ствен­ное раз­ли­чие. Преж­де все­го, про­ри­ца­ние отно­сит­ся исклю­чи­тель­но толь­ко к насто­я­ще­му вре­ме­ни, про­ро­че­ство же про­сти­ра­ет­ся до послед­не­го пре­де­ла исто­рии, до кон­ца дней, как выра­жа­лись про­ро­ки. Каж­дый про­рок и насто­я­щее оце­ни­ва­ет по его отно­ше­нию к конеч­ной цели. Бла­го­да­ря это­му, все про­ро­че­ства состав­ля­ют одно нераз­рыв­ное целое. Про­ри­ца­ния язы­че­ских ора­ку­лов пред­став­ля­ют собой ряд неза­ви­си­мых одно от дру­го­го изре­че­ний; они похо­жи на сло­ва, без логи­че­ской свя­зи сле­ду­ю­щие одно за дру­гим на столб­цах лек­си­ко­на. Напро­тив, все изра­иль­ские про­ро­че­ства нахо­дят­ся в свя­зи меж­ду собой и допол­ня­ют друг дру­га. Затем язы­че­ские ора­ку­лы гово­ри­ли толь­ко об обсто­я­тель­ствах или част­ной или наци­о­наль­ной жиз­ни, изра­иль­ское же про­ро­че­ство с само­го нача­ла охва­ты­ва­ло сво­им взо­ром все человечество.
    Несо­мнен­ность боже­ствен­но­го при­зва­ния про­ро­ков. Про­ро­ки дока­зы­ва­ли истин­ность сво­е­го при­зва­ния Богом посред­ством вели­ких чудес, кото­рые они совер­ша­ли силой Божи­ей. Кро­ме того, нуж­но при­нять в этом слу­чае во вни­ма­ние чисто­ту их уче­ния и жиз­ни (Втор.13:2,5 [1]; 1Цар.10:6,9 [2]; ср. Мф.24:24 [3]).
    А.П. Лопу­хин


  • 6. Отку­да полу­ча­ли Откро­ве­ния биб­лей­ские пророки?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­ро­ков суще­ствен­но отли­ча­ло от всех дру­гих рели­ги­оз­ных мыс­ли­те­лей и фило­со­фов лич­ное Бого­по­зна­ние. Для мисти­ков при­бли­же­ние к Боже­ству мыс­ли­лось как выход из пре­де­лов соб­ствен­но­го “я”, как пере­ход в поту­сто­рон­ний мир. В про­ти­во­по­лож­ность им гре­че­ские фило­со­фы гово­ри­ли о воз­мож­но­сти пости­же­ния Боже­ства по сю сто­ро­ну бытия — раци­о­наль­ным путем. Про­ро­ки же про­сто жили в при­сут­ствии Все­выш­не­го, “ходи­ли перед лицом Его”. Бог был для них непо­сти­жи­мой Тай­ной, к кото­рой чело­ве­ку суж­де­но веч­но при­бли­жать­ся через любовь к Нему.


  • 7. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ют исто­ри­че­ское дви­же­ние биб­лей­ских про­ро­ков и их учение? 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    ПРОФЕТИЗМ (от греч. προφήτης, про­рок), тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий как исто­ри­че­ское дви­же­ние про­ро­ков, так и их уче­ние. Под про­ро­ка­ми пони­ма­ют­ся рели­ги­оз­ные дея­те­ли, бого­вдох­но­вен­ные учи­те­ли и про­по­вед­ни­ки вет­хо­за­вет­ных вре­ме­ни. из Биб­лио­ло­ги­че­ско­го словаря


  • 8. Авто­ры про­ро­че­ских книг Вет­хо­го Заве­та, т.н. «пись­мен­ные про­ро­ки» под­раз­де­ля­ют­ся на 4 вели­ких и 12 малых. Кто из ниже­пе­ре­чис­лен­ных не отно­сит­ся к вели­ким пророкам?





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!

  • 9. Как пред­став­ля­ли себе жизнь чело­ве­ка и бытие мира биб­лей­ские пророки?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Боль­шин­ству миро­вых учи­те­лей бытие мира и жизнь чело­ве­ка пред­став­ля­лись неиз­мен­ны­ми или дви­га­ю­щи­ми­ся по кру­гу веч­но­го воз­вра­ще­ния. Толь­ко у биб­лей­ских про­ро­ков исто­рия пред­ста­ет как цепь собы­тий, направ­ля­е­мых Богом к опре­де­лен­ной цели. Соглас­но уче­нию про­ро­ков, исто­рия завер­шит­ся Цар­ством Божи­им, пре­об­ра­жен­ным миром, в кото­ром погиб­нет все тем­ное и злое и вос­тор­же­ству­ет боже­ствен­ная гар­мо­ния. Они вери­ли, что суд Божий посто­ян­но насти­га­ет нече­сти­вых и вер­ши­те­лей зла, а в послед­ние дни пол­но­стью истре­бит зло из творения.
    про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень


  • 10. Кто из про­ро­ков пер­вым запи­сал свои речи?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Амос — один из вели­чай­ших про­ро­ков Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви. Его мож­но счи­тать осно­во­по­лож­ни­ком ново­го эта­па в исто­рии про­фе­тиз­ма. В уче­нии Амо­са Синай­ский Завет полу­чил наи­бо­лее пол­ное после Мои­сея выра­же­ние. Он пер­вым из про­ро­ков запи­сал свои речи, и все после­ду­ю­щие про­ро­ки испы­та­ли на себе его вли­я­ние. Кни­га Амо­са зани­ма­ет исклю­чи­тель­ное место в Библии.


  • 11. К какой из ниже­пре­ве­дён­ных соци­аль­ных групп не при­над­ле­жа­ли пись­мен­ные пророки?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При­над­ле­жа­ли про­вид­цы к самым раз­ным сло­ям насе­ле­ния: сре­ди них были кре­стьяне, как Амос и Михей; свя­щен­ни­ки, как Иезе­ки­иль; хра­мо­вые про­ри­ца­те­ли, как Наум; при­бли­жен­ные царя, как Иса­ия. Но все они, неред­ко поки­дая свои обыч­ные заня­тия, ста­но­ви­лись гла­ша­та­я­ми Небес­ной воли. Они ясно чув­ство­ва­ли, что воз­ве­ща­е­мое идет не от них самих, а от Господа.


  • 12. Кто из про­ро­ков счи­та­ет­ся авто­ром трёх книг Вет­хо­го Заве­та, а так­же неко­то­рых псалмов? 



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­рок Соло­мон счи­та­ет­ся авто­ром «Кни­ги Еккле­си­а­ста», кни­ги «Песнь пес­ней Соло­мо­на», «Кни­ги Прит­чей Соло­мо­но­вых», а так­же неко­то­рых псалмов.


  • 13. Свой­ствен­на ли биб­лей­ским про­ро­кам поте­ря соб­ствен­ной лич­но­сти, вхож­де­ние в транс?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Неко­то­рые гово­рят, — пишет свт. Васи­лий Вели­кий, — что они про­ро­че­ство­ва­ли в исступ­ле­нии, так что чело­ве­че­ский ум затме­ва­ем был Духом. Но про­тив­но обе­то­ва­нию Божия наи­тия — бого­дух­но­вен­но­го делать изум­лен­ным, так, что­бы он… выхо­дил из свой­ствен­но­го ему разу­ма» (Толк. на Иса­ию, Пре­ди­сло­вие). Про­ро­ки не были похо­жи на язы­че­ских про­ри­ца­те­лей и восточ­ных мисти­ков, кото­рые теря­ли в экс­та­зе соб­ствен­ную лич­ность. У про­ро­ков все­гда ясное само­со­зна­ние, даже тогда, когда они пред­сто­ят Богу. Это отра­зи­лось и на их твор­че­стве. На нем лежит печать их даро­ва­ний, харак­те­ров и жиз­нен­но­го опы­та. Откро­ве­ние Божие не «дик­ту­ет­ся» людям, а пре­лом­ля­ет­ся в кон­крет­ной лич­но­сти посланца.


  • 14. Кому из про­ро­ков Гос­подь явил­ся в “вея­нии тихо­го ветра”?






    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­той про­рок Илия — один из вели­чай­ших про­ро­ков и пер­вый дев­ствен­ник Вет­хо­го Заве­та — родил­ся в Фесвии Гала­ад­ской в колене Леви­и­ном за 900 лет до Вопло­ще­ния Бога Слова.
    В биб­лей­ской тра­ди­ции Илия – один из двух вет­хо­за­вет­ных свя­тых, не уви­дев­ших смер­ти на зем­ле, но удо­сто­ен­ных рая еще до при­хо­да Иису­са Хри­ста. Поэто­му на неко­то­рых ико­нах Вос­кре­се­ния мож­но видеть Илию и Ено­ха у врат рая, встре­ча­ю­щих древ­них пра­вед­ни­ков, выво­ди­мых Хри­стом через взло­ман­ные вра­та ада.


  • 15. Кто из про­ро­ков пер­во­на­чаль­но не хотел выпол­нять свою миссию?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 16. Даже во вре­мя зем­ной жиз­ни Гос­по­да пре­об­ла­да­ла уве­рен­ность, что дело это­го про­ро­ка еще не кон­чи­лось. «Иисус спра­ши­вал уче­ни­ков Сво­их: за кого люди почи­та­ют Меня, Сына Чело­ве­че­ско­го? Они ска­за­ли: одни за Иоан­на Кре­сти­те­ля, дру­гие за Илию, а иные за …» (Мф 16:14).




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    От Мат­фея свя­тое бла­го­вест­во­ва­ние (16:13–16):
    При­дя же в стра­ны Кеса­рии Филип­по­вой, Иисус спра­ши­вал уче­ни­ков Сво­их: за кого люди почи­та­ют Меня, Сына Чело­ве­че­ско­го? Они ска­за­ли: одни за Иоан­на Кре­сти­те­ля, дру­гие за Илию, а иные за Иере­мию, или за одно­го из про­ро­ков. Он гово­рит им: а вы за кого почи­та­е­те Меня? Симон же Петр, отве­чая, ска­зал: Ты — Хри­стос, Сын Бога Живаго.


  • 17. Како­му про­ро­ку при­над­ле­жит фра­за из Огла­си­тель­но­го сло­ва на Пас­ху свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?».





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 18. Кто из про­ро­ков избрал лите­ра­тур­ной осно­вой сво­их про­ро­честв семей­ную дра­му с невер­ной женой?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­рок Осия в сво­их речах явля­ет­ся про­по­вед­ни­ком люб­ви к Богу: в недо­стат­ке этой люб­ви (бого­по­зна­ния) он видит при­чи­ну гре­хов наро­да, а в воз­вра­ще­нии к ней ука­зы­ва­ет под­лин­ный источ­ник жиз­ни. Глу­би­на чув­ства, горя­чая любовь к сво­е­му наро­ду состав­ля­ют отли­чи­тель­ные чер­ты и лич­но­сти само­го про­ро­ка Осии. По этим каче­ствам про­рок Осия может быть сбли­жа­ем с ново­за­вет­ным апо­сто­лом люб­ви Иоан­ном Бого­сло­вом, а его кни­га – с посла­ни­я­ми воз­люб­лен­но­го уче­ни­ка Христова.

    С обра­зом блуд­ни­цы Свя­щен­ное Писа­ние часто срав­ни­ва­ет веро­лом­ное пове­де­ние изра­иль­ско­го наро­да (женск. род в ори­ги­на­ле) по отно­ше­нию к Богу.


  • 19. Его назы­ва­ют «вет­хо­за­вет­ным еван­ге­ли­стом». В Новом Заве­те содер­жит­ся более 40 ссы­лок на кни­гу это­го Вели­ко­го про­ро­ка и более 60 пря­мых цитат из нее, св. Отцы напи­са­ли ряд ком­мен­та­ри­ев на его кни­гу, сло­ва его про­ро­честв исполь­зу­ют­ся в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии. Память это­го про­ро­ка совер­ша­ет­ся 9 мая. Его имя:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 20. Этот про­рок открыл, что Мес­сия про­изой­дёт из Виф­ле­е­ма. Его имя:






    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    И ты, Виф­ле­ем — Ефра­фа, мал ли ты меж­ду тыся­ча­ми Иуди­ны­ми? из тебя про­изой­дёт Мне Тот, Кото­рый дол­жен быть Вла­ды­кою в Изра­и­ле и Кото­ро­го про­ис­хож­де­ние из нача­ла, от дней веч­ных (Мих. 5:2).


  • 21. Раз­дел «Кни­ги про­ро­че­ские» завер­ша­ет Вет­хий Завет. В каких кни­гах Вет­хо­го Заве­та, не вхо­дя­щих в этот раз­дел, повест­ву­ет­ся о про­ро­ках Саму­и­ле, Дави­де, Илии, Соло­моне, Ионе и Елисее?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 22. Какой про­рок пер­вым приз­не­сёт сло­во “Новый Завет” ещё более чем за пять веков до явле­ния Хри­ста Спасителя?





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 23. Сло­ва како­го про­ро­ка цити­ру­ет Хри­стос в Еван­ге­лии от Мат­фея (9:13): «…мило­сти хочу, а не жертвы»? 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Пой­ди­те, научи­тесь, что зна­чит: мило­сти хочу, а не жерт­вы?» (Мф.9:12–13). Гос­подь наш Иисус Хри­стос при­во­дит эти сло­ва из кни­ги про­ро­ка Осии: «Ибо Я мило­сти хочу, а не жерт­вы, и Бого­ве­де­ния более, неже­ли все­со­жже­ний» (6:6).
    Этим Спа­си­тель напо­ми­на­ет фари­се­ям, уко­ряв­шим Его в том, что Он вку­ша­ет вме­сте с мыта­ря­ми и фари­се­я­ми, исти­ну Свя­щен­но­го Писа­ния: дела люб­ви и мило­сер­дия выше всех обря­до­вых жертвоприношений.
    свя­щен­ник Афа­на­сий Гумеров

    ansfoto958 - Тест: Библейские пророки


  • 24. Чем прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ет­ся биб­лей­ский про­рок от язы­че­ско­го прорицателя?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В первую оче­редь нуж­но усво­ить, что биб­лей­ский про­рок – не пред­ска­за­тель в язы­че­ском (или нашем быто­вом) смыс­ле, а вест­ник воли Божи­ей. От име­ни послав­ше­го его Бога он обра­ща­ет­ся к совре­мен­ни­кам и учит, что надо делать hic et nunc («здесь и теперь»), дабы избе­жать нака­за­ний или ката­стро­фы. Для боль­шей убе­ди­тель­но­сти он может намек­нуть на гипо­те­ти­че­ское бли­жай­шее буду­щее – набе­ги языч­ни­ков или дру­гие «каз­ни», «попус­ка­е­мые» Богом для вра­зум­ле­ния «жесто­ко­вый­но­го» наро­да. Но в любом слу­чае они не неиз­беж­ны, не носят роко­вой харак­тер: всё зави­сит от пока­я­ния (бук­валь­но «пере­ме­ны созна­ния»!) людей, от их жела­ния хра­нить союз (завет) с Богом, дове­рять Его сове­там. Если люди дела­ют разум­ный выбор – нака­за­ние отме­ня­ет­ся. Поэто­му состо­я­ние буду­ще­го зави­сит от дей­ствий в насто­я­щем, и «преду­га­дать» его невозможно.


  • 25. Сов­ме­сти­мо ли с биб­лей­ским (и хри­сти­ан­ским) миро­со­зер­ца­ни­ем при­зна­ние Рока, зара­нее опре­де­ля­ю­ще­го судь­бы не толь­ко отдель­ных людей и наро­дов, но даже все­го мира?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При­зна­ние рока, пред­опре­де­лен­но­сти (или пере­мен­чи­вой судь­бы) для все­го мира гово­рит об отсут­ствии в нем еди­но­го и един­ствен­но­го Твор­ца, Вла­ды­ки и Про­мыс­ли­те­ля. Так, у древ­них гре­ков мно­го­чис­лен­ные боги посто­ян­но враж­до­ва­ли меж­ду собой и никто из них, даже «вер­хов­ный» Зевс, не был Твор­цом (пер­вые боги появи­лись из несо­тво­рен­но­го пер­во­на­чаль­но­го Хао­са, затем ста­ли в бра­ках порож­дать потом­ков). Никто из людей не был уве­рен, что какой-то опре­де­лен­ный бог ему поможет.
    Зако­но­мер­но появи­лась Мо́йра. Это сло­во пер­во­на­чаль­но обо­зна­ча­ло пред­опре­де­лен­ный чело­ве­ку срок жиз­ни, затем пред­на­чер­тан­ную ему в жиз­ни участь и смерть. Посте­пен­но Мой­ра пре­вра­ти­лась в таин­ствен­ную и без­ли­кую Силу (Рок), то неогра­ни­чен­но власт­ву­ю­щую над бога­ми и людь­ми, то сов­па­да­ю­щую с выс­шим нрав­ствен­ным миро­вым поряд­ком (у тра­ги­ков). Это про­ти­во­ре­чие нико­гда не было раз­ре­ше­но язы­че­ским сознанием.
    Очень хоро­шо пишет о «поряд­ке кос­мо­са и поряд­ке исто­рии» (назва­ние гла­вы в его кни­ге) покой­ный Сер­гей Сер­ге­е­вич Аве­рин­цев. «Гре­че­ский Бог Зевс – это «Олим­пи­ец», т. е. суще­ство, харак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся сво­им местом в миро­вом про­стран­стве. Биб­лей­ский Бог Яхве – это «Сотво­рив­ший небо и зем­лю», т. е. Гос­по­дин неот­ме­ня­е­мо­го мгно­ве­ния, с кото­ро­го нача­лась исто­рия, и через это – Гос­по­дин исто­рии, Гос­по­дин вре­ме­ни. <…> «Еще раз срав­ним царя на гре­че­ском Олим­пе и Царя на биб­лей­ских небе­сах. Зевс – гос­по­дин насто­я­ще­го: про­шлое при­над­ле­жа­ло Ура­ну и Кро­ну, буду­щее – неиз­вест­но­му сопер­ни­ку, кото­рый в силу опре­де­ле­ния рока отни­мет у Зев­са власть. Яхве – Гос­по­дин про­шед­ше­го и насто­я­ще­го, но пол­но­стью Его власть осу­ще­ствит­ся и Его сла­ва вос­си­я­ет лишь в буду­щем, с наступ­ле­ни­ем того “Дня Яхве”, о кото­ром гово­рят про­ро­ки» (Аве­рин­цев С. С. Поэ­ти­ка ран­не­ви­зан­тий­ской лите­ра­ту­ры. М., 1977. С. 88–90).
    Для хри­сти­ан этим Днем стал День Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния, когда истре­бил­ся наш самый глав­ный враг – Смерть. Теперь «конец све­та» зави­сит толь­ко от самих людей. Если чело­век, назы­ва­ю­щий себя «хри­сти­а­ни­ном», сомне­ва­ет­ся в том, что Хри­сту уда­лось вос­со­здать пер­во­на­чаль­ную гар­мо­нию мира (до гре­хо­па­де­ния) и что Сам Бог цар­ству­ет во Все­лен­ной (хотя каж­дая Литур­гия начи­на­ет­ся с это­го утвер­жде­ния!), – это его про­бле­мы. Необ­хо­дим чест­ный выбор.


  • 26. Поче­му в язы­че­ском мире такую огром­ную роль игра­ли ора­ку­лы и предсказатели?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Здесь мы как раз видим диа­мет­раль­ную про­ти­во­по­лож­ность антич­но­го (язы­че­ско­го) и биб­лей­ско­го миро­ощу­ще­ния. Дей­стви­тель­но, «послед­ний итог антич­ной муд­ро­сти, как пра­ви­ло, состо­ит в том, что­бы дове­рять не вре­ме­ни, а про­стран­ству, не буду­ще­му, а насто­я­ще­му, и олим­пий­цы не могут луч­ше облас­кать сво­е­го любим­ца, как пода­рить ему сего­дняш­ний день в обмен на зав­траш­ний. Так посту­па­ют гоме­ров­ские боги, удо­вле­тво­ряя капри­зы Ахил­ла пото­му имен­но, что тот все рав­но обре­чен на крат­кую жизнь и лишен зав­траш­не­го дня. Но еще Гора­ций учит: “Лови день, менее все­го дове­ряя следующему!”
    Напро­тив, сквоз­ной мотив Биб­лии – обе­то­ва­ние, на кото­рое не толь­ко поз­во­ли­тель­но, но без­услов­но необ­хо­ди­мо без коле­ба­ния про­ме­нять налич­ные бла­га» (Аве­рин­цев С. С. Поэ­ти­ка ран­не­ви­зан­тий­ской лите­ра­ту­ры. М., 1977. С. 89). Далее автор цити­ру­ет зна­ме­ни­тое место из ново­за­вет­но­го Посла­ния к Евре­ям (11 гл.) – о вере вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, кото­рые в зем­ной жиз­ни «не полу­чи­ли обе­щан­но­го», но жили верой «буду­щих благ». (Смот­ри­те литур­гий­ное апо­столь­ское чте­ние Неде­ли пред Рож­де­ством Хри­сто­вым и ком­мен­та­рии в кн.: Рубан Ю. От Рож­де­ства до Сре­те­ния. Празд­ни­ки рож­де­ствен­ско­го цик­ла / Науч. ред. проф. архим. Иан­ну­а­рий (Ивли­ев). СПб.: Коло, 2015. – С. 14–17.)
    При­го­во­рен­ный к смер­ти неумо­ли­мым роком и не име­ю­щий надеж­ды на биб­лей­ское спа­се­ние языч­ник пыта­ет­ся, узнав буду­щее, слов­чить и отсро­чить свой при­го­вор хотя бы на несколь­ко дней, исполь­зуя для это­го рас­при меж­ду бога­ми, магию и прочее.
    Вооб­ще же поня­тия «радост­ное язы­че­ство» и «мрач­ная рели­гия Биб­лии» – вуль­гар­ный миф. Если антич­ный чело­век и радо­вал­ся, – то это был «пир во вре­мя чумы», «радость» при­го­во­рен­но­го к смер­ти: послед­ний изыс­кан­ный ужин с вином и жен­щи­ной. Зачем печа­лить­ся о том, что всё рав­но неиз­беж­но? Мож­но лишь оття­нуть испол­не­ние приговора.


  • 27. Кто из про­ро­ков Вет­хо­го Заве­та вос­кре­шал мёртвых?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Илия (3Цар.17:22–23) и Ели­сей (4Цар.4:32–36)


  • 28. Какие два про­ро­ка опи­са­ли паде­ние диавола?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­ро­ки Иса­ия и Иезе­ки­иль — Ис. 14:12–15; Иез. 28:12–17.


  • 29. Какие два про­ро­ка были явле­ны вме­сте со Хри­стом в Све­те Сла­вы на Фаворе?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Пет­ра, Иако­ва и Иоан­на, бра­та его, и воз­вел их на гору высо­кую одних, и пре­об­ра­зил­ся пред ними: и про­си­я­ло лице Его, как солн­це, одеж­ды же Его сде­ла­лись белы­ми, как свет. И вот, яви­лись им Мои­сей и Илия, с Ним бесе­ду­ю­щие (Мф. 17:1–3).


  • 30. Имя како­го про­ро­ка про­из­но­сит свя­щен­ник в молит­вах, кото­рые глас­но чита­ет перед испо­ве­дью прихожанам?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Уста­ми Нафа­на были про­из­не­се­ны над Дави­дом стро­гое обли­че­ние в соде­ян­ном им гре­хе и суд Божий за оный, но его же уста­ми про­из­не­се­но было так­же и уве­ре­ние в Божи­ем про­ще­нии и зна­ме­на­тель­ное имя, дан­ное мла­ден­цу Соло­мо­ну Иеди­диа (воз­люб­лен­ный Богом), родив­ше­му­ся от Вир­са­вии, что ука­зы­ва­ло на Боже­ствен­ную любовь и милость к нему.


  • 31. Цитат из каких книг Вет­хо­го Заве­та боль­ше в Новом:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Новом Заве­те пря­мые цита­ты из Пяти­кни­жия Мои­се­е­ва (Торы) не пре­вос­хо­дят по чис­лен­но­сти цитат из одно­го толь­ко про­ро­ка Иса­ии и псалмов.


  • 32. Иоанн Кре­сти­тель, по сло­вам Спа­си­те­ля, был послед­ним из про­ро­ков Вет­хо­го Заве­та (Мф.11:9–14). А какой про­рок был перед Иоан­ном Предтечей?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мала­хия был послед­ним про­ро­ков Вет­хо­го Заве­та, поэто­му у свя­тых отцов он назы­ва­ет­ся «Печа­тью Про­ро­ков». Мала­хия жил во вре­ме­на воз­вра­ще­ния иуде­ев из пле­на вави­лон­ско­го, почти за 400 лет до Рож­де­ства Христова.


  • 33. Сколь­ко все­го про­ро­че­ских книг в Библии?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В вет­хо­за­вет­ной части Биб­лии мы нахо­дим шест­на­дцать про­ро­че­ских книг, в ново­за­вет­ной – одну: Апо­ка­лип­сис. К вет­хо­за­вет­ным про­ро­че­ским кни­гам отно­сят­ся сле­ду­ю­щие: кни­га про­ро­ка Иса­ии, кни­га про­ро­ка Иере­мии, кни­га про­ро­ка Иезе­ки­и­ля, кни­га про­ро­ка Дани­и­ла и кни­ги про­ро­ков Осии, Иои­ля, Амо­са, Авдии, Ионы, Михея, Нау­ма, Авва­ку­ма, Софо­нии, Аггея, Заха­рии и Мала­хии. Авто­ры пер­вых четы­рех книг – Иса­ия, Иере­мия, Иезе­ки­иль и Дани­ил име­ну­ют­ся «вели­ки­ми» про­ро­ка­ми. Их кни­ги объ­е­мом боль­ше книг две­на­дца­ти про­ро­ков, име­ну­е­мых, поэто­му, «малы­ми».


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 69%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • savva1407, 20.08.2021

    Бла­го­да­рю. Очень понра­вил­ся тест. Помо­га­ет вспом­нить и закре­пить те зна­ния, кото­рые изу­чал в прошлом .

    Ответить »
  • Оль­га, 02.06.2021

    Спа­си­бо боль­шое. Мне очень понра­ви­лись тесты. Начи­на­ешь вспо­ми­нать все что знал и слы­шал в Семи­на­рии , на про­по­ве­ди, на служ­бе. Спа­си Господи

    Ответить »
  • Ната­лья, 17.01.2021

    Заме­ча­тель­ные тесты! Но всё не пом­нишь. Необ­хо­ди­мы посто­ян­ные зна­ния, а не набе­гом. Благодарю!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки