Тест о ересях

(13 голосов: 4.85 из 5)

Распечатать: вопросы, ответы

  • 1. Что значит слово "ересь" в переводе с древнегреческого?





    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Первоначально слово «ересь» использовалось в значении «выбор, направление, течение». В Новом Завете и у ранних отцов церкви этот термин использовался для обозначения принадлежности к секте. Апостол Павел говорил о себе: «я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению (hairesis)» (Деян 26:5).
    Однако вскоре он приобрел иной смысл и начиная с посланий св. Игнатия Антиохийского к Траллийцам и Ефесянам (начало 2 века) стал использоваться для обозначения религиозного инакомыслия.
    Впоследствии название "ересь" усвоилось произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Церкви.
    При св. Иерониме (342-420) термин закрепился для обозначения группы христиан, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности той или иной неортодоксальной доктрине. Этим ересь отличается от «схизмы» (раскола), подразумевающего обособление от Церкви по причине расхождений не догматического характера.

  • 2. Согласно свт. Игнатию (Брянчанинову) ересь - это


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Если любой грех - следствие слабости воли, то ересь - "упорство воли". Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. СПб., 1870. С.55.

    Если мы желаем приобщиться к Откровению, нам следует не догматы приспосабливать к своему способу восприятия, но свой ум и сердце сделать способными к познанию вещей Божественных. Нельзя жить по-язычески и в то же время преуспевать в познании Премудрости Божией (Прем. 1:4).

    Западный богослов Уильям Баркли писал: "Ересь происходит из желания и попыток создать религию, которая бы устраивала людей, была бы популярной и привлекательной. Сделать это — значит разбавить религию водой, устранить из нее муки, самоосуждение, смирение и нравственные требования".

  • 3. Какие ещё существуют формы вероотступничества кроме ересей?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,4
    Верно!
    Комментарий:

    Парасинагога (греч. παρασυναγωγή – самочинное сборище) – форма отступления от Православия, отличная от раскола и ереси тем, что она совсем не касается вероисповедных вопросов, а есть результат нарушения церковной иерархической дисциплины – неповиновение Богоучрежденному священноначалию. Следуя св. Василию Великому, самочинное сборище возникает там, где является непокорный епископ или пресвитер вместе с простым народом, когда они собираются отдельно от Церкви на молитвенные собрания. Например, когда духовное лицо, запрещенное в священнослужении духовной властью, не желая подчиниться ей, соберет вокруг себя других, отделится от Кафолической Церкви и начнет священнодействовать самочинно.

    Раскол церковный (греч. σχίσματα – схизма) – нарушение мира и единения с Церковью из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах, но по обрядовым, календарным или юрисдикционным мотивам.
    Классическим примером рабского следования традиции является в истории Русской церкви старообрядчество. Относиться к преданию рабски означает также абсолютизировать церковную практику, существовавшую в один какой-нибудь исторический момент, пренебрегая исторической перспективой.

  • 4. Существуют ли люди, свободные от высказывания отдельных ошибочных мнений в вопросах богословия?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Никакой человек в силу своей человеческой ограниченности не свободен от высказывания отдельных ошибочных мнений. Один Бог обладает абсолютной истиной, Он Сам есть абсолютная Истина, что засвидетельствовал воплотившийся Сын Божий Иисус Христос: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14, 6). И, с другой стороны, полный еретик - это диавол.
    Православная Церковь никого не признает лично непогрешимым, но собственно ересью считается всякое учение, не согласное с вероучением Церкви, выраженным в догматических определениях Вселенских соборов и включенным в Символ веры (и соответствующие разъяснения к нему в канонах последующих соборов), или отстаивание ошибочного учения, мнения, осужденного Церковью.
    священник Сергий Рассказовский

  • 5. Почему мы можем считать, что сектанты заблуждаются, даже если не знаем в деталях их вероучения?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 6. Кого называют родоначальником всех еретиков?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Симон волхв, пользуясь приемами магии, выдавал себя "за кого-то великого" (Деян. 8:9) - "высшего Эона," в гностическом смысле. Его называют родоначальником всех еретиков.

  • 7. Выберите авторов тринитарных ересей:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Арий учил что Иисус Христос – это высшее творение Божие.
    Савеллий – что Отец, Сын и Святой Дух – это проявления одного и того же Бога. Что в Ветхом Завете Бог якобы Себя проявляет как Отец, во время земной жизни Христа – как Сын, а в эпоху Церкви – как Святой Дух.
    Македоний считал Святого Духа не Богом, а силой Божией.
     

  • 8. Какую секту считает автор "Код да винчи" «истинными» последователями Иисуса Христа?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Гностицизм – это хорошо изученное еретическое направление, существовавшее во II-III веках. Гностики, а по-гречески гнозис значит знание, говорили, что им открыты истинные знания о Боге и мире. Согласно этому знанию, Бог и диавол соперничают в космосе (это учение именуется дуализмом). Небо осталось за Богом, мир земной – порождение диавола, соответственно, материя – это что-то недолжное, греховное. Задача человека – познать Истину и, расставшись с оковами плоти, взойти на небеса. Никакого воскресения из мертвых, преображения материи не будет. Естественно, и Христос не воскресал. 
    А некоторые гностики так гнушались телом, материей, что выдвинули тезис, будто Иисус и человеческую природу принял не на самом деле, а лишь кажущимся образом. (Таких гностиков называли докетами, от греч. докео – кажусь). Несложно увидеть, что это учение тесно примыкает к античным греческим и восточным представлениям и не имеет ничего общего с Евангельским благовестием и вообще с Библейским богословием. О гностицизме писали многие богословы и святые отцы раннехристианского времени. Много публикаций о нем и в современной научной литературе. Так, в 1917 году в Киеве профессор М.Э. Поснов выпустил замечательную работу «Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним» в 830 страниц! (В 1991 году эта работа была переиздана). 

    Идеи и аргументы гностиков хорошо изучены. Евангелие от Иуды – обычное гностическое сочинение. Его основная мысль – Иуда был очень хорошим человеком, более того, высшим из учеников. Только ему Иисус наедине открывал истинное знание. В чем это истинное знание состояло? В наборе общепризнанных гностиками «истин». Есть небесные сферы, и ими правит Бог, говорили они. А земным миром правит низший правитель, злой и хитрый, по имени Небро (Восставший), или Ялдабаотх (христиане могут узнать в этом правителе сатану.) И хотя мы живем в мире, контролируемом Небро, в нас есть божественный дух, благодаря которому мы причастны Богу. От человека требуется одно – жить с осознанием Божества внутри нас и надеяться на скорое освобождение от уз греховного мира. 
    Согласно этому «уникальному» документу, Иуда предает Иисуса для того, чтобы Иисуса… распяли и этим помогли Ему освободиться от бренной греховной плоти и взойти к Богу на Небеса. 
    Словом, обычный еретический и совсем не оригинальный текст. Подобных текстов известны сотни. Еще раз напомню, что это и весьма «поздний» текст. Датируется он учеными серединой или даже концом II века, то есть, тем временем, к которому были созданы не только все крупнейшие гностические тексты, но святыми отцами Церкви даже проведен их критический разбор. 
    священник Константин Пархоменко 
     
    Гностицизм проводил четкое различие между Иисусом и Христом. Христос — Божественный дух, подселяющийся к душе Иисуса в минуту крещения в Иордане и оставляющий его перед распятием… Впрочем, сам гностицизм есть попытка языческого прочтения христианского сюжета; попытка перетолковать новизну Нового Завета в категориях архаики.
    диакон Андрей Кураев

  • 9. Какая ересь отвергала человеческую природу Иисуса Христа?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Монофизи́тство (от греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество»=«единоестественничество») — христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа — Божественой и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно.
    Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом, поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году.
    В настоящее время эту ересь исповедуют Армянская, Коптская, Эфиопская, Сиро-Яковитская, и Маланкарская церкви.

  • 10. Какая ересь отвергала Божественную природу Иисуса Христа?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Арианство, христианская ересь IV-VI вв. Возникло в поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя - александрийского священника Ария (ум. в 336).
    Ариане не принимали основной догмат христианской церкви, о единосущии Бога-Сына Богу-Отцу. По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) - творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка.
    Видную роль в борьбе с арианством сыграли архиепископ александрийский Александр и его преемник Афанасий.

  • 11. Какая ересь умаляла Божественную природу Иисуса Христа?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Несторианство, христианская ересь, возникшая в начале V века. Основатель - монах Несторий, ставший на некоторое время в 428-431 гг. Константинопольским патриархом.
    Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском соборе (в Никее, 325 г.) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа.
    Основным догматическим отличием несторианства от православия является умаление божественной природы Иисуса Христа. Христос по нему был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга.
    На III Вселенском соборе (в г. Эфес, в 431 г.) вероучение Нестория было осуждено как ересь.
    В настоящее время это ереси придерживается большинство ассирийцев.

    Христос ересей - это либо нравственный образец совершенного человека, либо абстрактная идея невоплощённого Бога.
    Яннарас Христос

  • 12. В чём причина появления ересей в первые века христианства?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    В первые века христианства Вселенскими Соборами ещё не была чётко сформулирована догматика, что позволяло даже очень образованным и благочестивым членам Церкви выдвигать тезисы, которые противоречили Божественному Откровению: Священному Писанию и духовному опыту христианства.
    Также необходимо добавить, что, например, иконоборческая ересь была излишне радикальным ответом на неразумное отношение к иконопочитанию.

  • 13. Какие ересиархи считали, что Ветхий и Новый Заветы говорят о двух разных Богах?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Совокупность религиозно философских систем, называемая гностицизмом, основывалась на фактах и учении христианства. Более того, гностики всегда старались подкрепить свое учение ссылками на самого Христа, от которого тайное знание якобы передавалось от человека к человеку.
    Гностических учений развелось великое множество, и все они неизменно характеризовались двумя существенными признаками.
    Во-первых, гностические теории основывались на дуалистическом мировоззрении. Но, в отличие от манихейства, постулирующего два безусловно самостоятельных первоначала - доброго и злого, гностики утверждали существование двух божеств: верховного, трансцендентного, и низшего - демиурга, управляющего нашим миром.
    Этим низшим богом они считали ветхозаветного Ягве, из чего неизбежно вытекало либо прямое отрицание, либо пренебрежительное отношение к Ветхому Завету - вторая отличительная черта гностицизма.
    Наиболее интересными и показательными примерами могут служить учения Валентина, Василида и Маркиона.
    прот. Иоанн Мейендорф

  • 14. Как называется ересь, отрицающая необходимость знаний и образования?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Св. Григорий Богослов: «Не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве».
    Гносеомахам в 16 веке хорошо ответил Эразм Роттердамский: "Вы спрашиваете, зачем нужна философия для изучения Писания? - Отвечаю: А зачем нужно для этого невежество?"

  • 15. Какую христианскую ересь НЕ впитал в себя, образовавшийся на задворках христианской цивилизации, через семь столетий после Рождества Христова, ислам?






    Правильный ответ: №5
    Верно!
    Комментарий:

    Магомет был купец, он объездил земли Ближнего Востока, общался с иудеями и христианами, причем с христианами-еретиками, теми же несторианами, которых в то время было множество в тех краях. Система, лежащая в основе Корана, опирается главным образом на искаженное христианское учение Нового Завета в том виде, как его усвоил Магомет, беседуя с христианскими еретиками в Аравии.

    «...В мусульманском вероучении нет ничего существенного, что не заключалось бы уже в христианских ересях..." писал Вл. Соловьёв.

    "С исторической точки зрения ислам — величайшая из восточных ересей. Чем-то обязан он одинокому и неповторимому духу Израиля, еще большим — Византии, богословскому пылу христиан. Он обязан кое-чем даже крестовым походам. И меньше всего он обязан Азии, древнему миру традиций, окаменевшего этикета и бездонных, головоломных философий. Такой Азии он показался западным, угловатым, чужим..."
    Гилберт К. Честертон "Вечный Человек".

    Преподобный Иоанн Дамаскин в своем перечне бывших и современных ему ересей начала 8 века на 101 месте ставит магометанство.

    Не существует двух истин, либо человек принимает Божественное Откровение и в личном духовном опыте постигает истину воплощения Бога ради спасения человечества, безмерную любовь Христа, возможность соединения с Ним в Таинстве Причащения; либо отвергает Боговоплощение, заменяя живое Богообщение системой законов, абсолютизируя закон в ущерб Богопознанию.
    Помните кого в первую очередь обличал Христос? Язычников? Нет - фарисеев, заменивших Бога законом, последователи которых возродились 7 столетий спустя...

  • 16. Какая икона стала ответом на ересь, хотя сама является неканоничной?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Изображения Бога Отца возникли в эпоху позднего Средневековья в Русской Церкви были связаны с необходимостью борьбы прежде всего с ересью жидовствующих, которые отрицали Триединство Бога... При падении в то время уровня образованности и опасности этой ереси, как путь её отражения – как путь научения простецов – возникли иконы Новозаветной Троицы. На них Бог Отец изображается в виде старца с брадою, Сын в виде отрока Эммануила, сидящего у Него на лоне, и Дух Святой также чаще всего или в виде голубя, или столпа света. В богословском смысле эти иконы неполноценны, неточны. И их позднейшее употребление всегда встречало сдержанное отношение соборного разума Церкви. Здесь мы, наверное, можем видеть дистанцию, объективно говоря, существовавшую между пониманием Церкви с большой буквы и какими-то потребностями Церкви, как исторического сообщества.
    протоиерей Максим Козлов

    Справка. Любые изображения Бога Отца являются неканоничными и противоречащими богословию иконописи. Подобные изображения не допускались еще VII Вселенским собором (787 г.). В Древней Руси их также категорически запрещали: в 43-й главе Деяний Большого Московского Собора (1666-1667 гг.) говорилось: «Повелеваем отныне образ Господа Саваофа впредь не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто не видел Саваофа во плоти».

  • 17. Чью ересь о Христе первых веков от Р.Х. пытается возродить секта Свидетелей Иеговы?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Епископ Александр (Милеант): "Противоречивые мнения относительно природы Христа начали возникать еще с первых дней христианства. Особенно сильные споры и волнения вызвала в 4-м веке арианская ересь, которая учила, что Иисус Христос только по названию Сын Божий, а по природе - ангел, созданный Богом.
    Арианская ересь была внимательно рассмотрена Первым Вселенским Собором, состоявшимся в городе Никее в 325 году. Отцы Собора отвергли арианскую ересь и составили Символ веры, употребляемый в Церкви и поныне, в котором точно изложили правильное учение об Иисусе Христе.

  • 18. Является ли учение о том, что все веры равноспасительны, истинным?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Все религии – это попытки человека познать истину Бога. А христианство не является религией – оно есть ответ Бога на наш вопрос.

  • 19. Какие из перечисленных богословских терминов были утверждены Церковью в эпоху Вселенских соборов в борьбе с ересями:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Святым отцам пришлось ввести два очень важных понятия, которые до этого не использовались в языке Церкви. Это понятие сущности (природы, естества) и понятие личности (ипостаси).

  • 20. На каком Вселенском соборе была преодолена ересь, отвергавшая наименование Пресвятой Девы Марии Богородицею?







    Правильный ответ: №3
    Верно!
  • 21. Адепты этих ересей утверждали, что земная Церковь должная состоять исключительно из праведников и святых.




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3,4
    Верно!
    Комментарий:

    Монтанисты, донатисты и новациане полагали, что Церковь должна самым серьезным и буквальным образом воспринять свою характеристику как «общины святых». Те, кто не могут понести всей высоты евангельских требований, должны быть раз и навсегда выведены из Церкви. В их замысле Церковь становится по сути монашеской общиной. 

    Как имеющая основание своей святости в главе церкви в Духе Святом, а не в самих членах церкви, и еще имеющая целью совершение святых, церковь признает своими членами не одних праведников, но и грешников (Посл. вост. патр. 11 чл.). Мнение (новациан, донатистов, кафаров), будто церковь состоит из одних праведников и святых, должно быть отвергнуто, как противное прямому учению Христа Спасителя и Его апостолов. Так, Спаситель сравнивал церковь Свою с полем, на котором пшеница растет вместе с плевелами (Мф.13:24) и сл., с неводом, извлекающим всякого рода рыбы (ст. 47), с вечерию, в которой принимают участие и недостойные (22, 3, 13). В церкви, учил Он, есть рабы добрые и худые (18, 23 и сл. 25, 14 и сл.), есть девы мудрые и юродивые (25, 1 и сл.), овцы и козлища (33 ст.).

  • 22. Сопоставьте основателя ереси и название ее последователей.
    • Савеллий
    • Несторий
    • Авдий
    • Евтихий
    • диофизиты
    • монофизиты
    • антропоморфиты
    • модалисты
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: модалисты, диофизиты,антропоморфиты,монофизиты
    Верно!
  • 23. Сопоставьте автора и его видение того, кто является решающей силой для спасения человека:
    • Пелагий
    • Августин
    • Бог
    • человек
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: человек, Бог
    Верно!
    Комментарий:

    Британский монах Пелагий исповедовал ересь самоспасения человека добрыми делами, он учил, что человек может достигнуть святости и спасения своими собственными силами, не считая необходимою при этом божественную благодать. Такое положение Пелагия вытекало из его представления о первородном грехе как случайном факте, после которого природа человеческая осталась такою же, как и до греха. 
    В противоположность Пелагию Августин признавал волю человека недеятельною при совершении спасения, а обращение и спасение человека приписывает исключительно одной божественной благодати, приходя к учению о предопределении.
    Главным обличителем еретических учений Нестория и Пелагия выступил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
    Пелагианство было осуждено церковью как на Западе, так и на Востоке, и учение Августина о греховности человека и невозможности спасения без божественной благодати признано правильным. Но учение Августина о предопределении церковью принято не было.

  • 24. Отблески каких древних ересей встречаются в религиозном учении Л. Н. Толстого и его последователей?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    Пантеизм.
    Относительно религиозного творчества Л. Н. Толстого, направления его взглядов с привязкой к какой-либо известной религиозной или философской системе мнения исследователей не останавливаются на одной, общепризнанной оценке. Тем не менее, ряд фундаментальных, основополагающих положений его мировоззренческого представления даёт повод соотносить его учение с пантеизмом.
    В частности, к такому сопоставлению подводят слова Л. Толстого о Боге, о начале всего как о разумении: «Все, что мы знаем о Боге, мы знаем потому, что имеем разумение. И потому истинное начало всего есть разумение. (То, что мы называем Богом, есть разумение. Разумение есть начало всего, оно есть истинный Бог) (Ин.1:1-2)» [1, с. 37]. Эти слова он прямо относит к прологу Евангелия от Иоанна.

    Несторианство
    Льва Толстого нельзя упрекнуть в несторианстве в строгом значении этого слова. Несторий исповедовал веру в Пресвятую Троицу. Его заблуждение, легшее в основу ереси, касалось Христологии, а именно — вопроса об образе соединения во Христе двух природ: Божеской и человеческой.
    Л. Н. Толстой мыслил совершенно иначе. Он не был сторонником подлинного Евангельского учения об Отце и Сыне и Святом Духе. Евангелие он воспринимал и осмысливал не в контексте Предания Церкви, а через призму личного самосознания и сознания. Его религиозное мировоззрение имеет некоторую схожесть с несторианством не по существу, но по лишь по некоторым внешним, формальным признакам.
    Так, Несторий ситал, что Человек Иисус Христос был соединен с Богом-Словом посредством особой благодатной, духовно-нравственной связи; при этом решительно отрицал, что Христос и Бог Слово — одно Лицо.
    Л. Н. Толстой, полагая, что Бог есть разумение [1, с. 37] (но не Вышняя Троица в Православном понимании), утверждал, что Христос обнаруживал в Себе полное разумение: «В Иисусе Христе проявилось полное разумение» [1, с. 29].
    Начало земного служения Спасителя Л. Толстой трактовал следующим образом: «В Иисусе Христе разумение слилось с жизнью и жило между нами, и мы поняли его учение в том, что жизнь произошла от разумения и однородна ему, — как сын произошел от отца и однороден ему» [1, с.35].
    1. Толстой Л. Четвероевангелие. Соединение и перевод четырех Евангелий. М.: Изд. ЭКСМО, 2007.

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Вы не авторизованы на сайте! Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.

54685